Форум » » О нательном кресте » Ответить

О нательном кресте

Anchorite: Скажите, старообрядческий крест должен быть изготовлен только из меди, или возможен другой материал(серебро, золото)? Необходимо ли носить крест только на шнурке-гайтане, или можно на цепочке? из какого материала должен быть изготовлен гайтан, и какова его длина? в каких случаях носят деревянные кресты?

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

САП: Золотых не встречал, а серебрянные частенько. Носят обычно на гайтане. Длина гайтона, чтоб на груди висел, а не на шее. Деревянные Кресты раньше носили по бедности, хотя и сейчас носят. У меня знакомый поп тельник деревянный носит изрядных размеров, он поясняет, чтоб не забыть, что Крест надет

миня: Anchorite пишет: старообрядческий крест должен быть изготовлен только из меди, или возможен другой материал Съездийте в ризницу ТСЛ. Тамошние экспанаты - кресты лучше всех сами скажут все о себе

Ksenos: миня пишет: Съездийте в ризницу ТСЛ. Тамошние экспанаты - кресты лучше всех сами скажут все о себе А туда пускают?


миня: Ksenos пишет: А туда пускают? Естественно. Это же светский, государственный музей, как третьяковка

Ksenos: Он в самой лавре? Я ездил туда, что то мне лавра не лаврой показалась, а каким то двориком небольшим, думал изначально что там наподобии Киево-Печерской....и понятия не имею где там ризница

миня: Ksenos пишет: Он в самой лавре? Рядом с Троицким собором дверка.

Ksenos: Благодарствую за информацию!

Anchorite: А где в Москве можно купить старообрядческий крест из серебра?

Грамматикъ: на Белорусской в лавке при церкви свт.Николы

Ksenos: А вот золотые похоже только на заказ

Грамматикъ: По-моему,у них и золотые были,но на ветрине их почему-то нет,надо спрашивать...

Anchorite: А цвет гайтана имеет значение? Я читал что красный могут носить только иноки

о.Андрей: И из латуни, и из серебра, и из золота можно купить в лавке на Новокузнецкой 38 (м. Павелецкая).

KALUGER: Anchorite пишет: в каких случаях носят деревянные кресты? Деревянные кресты носят иноки.

САП: Anchorite пишет: А где в Москве можно купить старообрядческий крест из серебра? У поморцев в лавке на преображенке в лавке рядом с их приделом в новолюбческом храме бесприцидентно недорого, здоровый сербрянный Крест за 180 р. (вроде?). Я покупал месяца 3 назад, был поражен ценами.

САП: KALUGER пишет: Деревянные кресты носят иноки. Как выяснилось носят все кому не лень, вываривают их в воске (после этого они не гниют) и носят

САП: Anchorite пишет: А цвет гайтана имеет значение? Я читал что красный могут носить только иноки В Улан-Удэ в храме РДЦ только красного цвета гайтаны и продают

and:

and:

KALUGER: САП пишет: Золотых не встречал, Их в открытой продаже можно встретить редко, но все же льют. Я ношу золотой крест на гойтане, он мне очень дорог, поскольку подарен одним священником, которого я очень уважаю.

САП: Вот мой Крест тельный:

and:

and:

and:

sop:

and:

and:

миня: Круто. Особенно в правой стороне барельеф митрополита в рогатом клобуке держащего жезл со змием

Anchorite: САП пишет: Вот мой Крест тельный: Вроде бы вот эти квадратики на копии и трости должны быть буквами НИ КА (Н|И К|А)

САП: Anchorite пишет: Вроде бы вот эти квадратики на копии и трости должны быть буквами НИ КА (Н|И К|А) Ошибаетесь, на староверческих Крестах сей надписи я не видел

Anchorite: НИ КА вот здесь хорошо видно

and:

Aleko: САП пишет: Ошибаетесь, на староверческих Крестах сей надписи я не видел Как раз на староверских крестах НИКА почти всегда написана. САП пишет: У поморцев в лавке на преображенке в лавке рядом с их приделом в новолюбческом храме бесприцидентно недорого, На преображенке Серебрянные кресты обычные стоят примерно 90-95 руб. Большой цареградский (такой как изображен выше) стоит 250 руб.

Anchorite: А Цареградский это мужской крест или женский? и вообще, откуда пошла такая "специализация" крестов-мужской, женский... почитайте вот это http://www.pagez.ru/lsn/0472.php

самовар: Золотые кресты были всегда, сейчас их льют на заказ.Гойтан у креста традиционно никогда не был красным, а только вишневого цвета (как оторочка у полумантии), это, действительно, иноческий обычай. Деревянные кресты, опяить же в старину, чаще были смертные.

and: Aleko пишет: На преображенке Серебрянные кресты обычные стоят примерно 90-95 руб. Большой цареградский (такой как изображен выше) стоит 250 руб. сделайте мне снимку этого креста, пожалуйста. я бы покупил но нет возможности в польшы я бы заплатил и 500 руб

and: Старообрядческий наперстный крест-мощевик, хранившийся в красном углу заброшенного дома. Середина XIX века,Удорские коми-зыряне, с. Верхозерье, 1992 г.

Ksenos: Мой

and: Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе. Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла. Прообраз исцеляющего, защищающего, возвращающего к жизни божественного знака явился еще в Ветхом Завете. В книге Чисел мы читаем: “И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив” (Чис., 21: 8,9). Как известно, медный змей был, в конце концов, разрушен, но ничто не может разрушить Креста Господня. Крест дан христианам на все времена, хотя в разные столетия люди могли изображать его по-разному. Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически. Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” - копие, “Т” - трость, “ГГ” - гора Голгофа, “ГА” - глава Адама. “МЛРБ” - место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай). Распятый Христос на нательных крестах не изображается, и вот почему. Нательный крест не дозволяется снимать никогда; в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить было бы непристойно. Поэтому Церковь сочла более благочестивым для христиан не иметь нательного изображения Спасителя. Кресты с изображением распятого Спасителя не считаются нательными; в древности, по-видимому, существовала традиция носить такие кресты (а также иконы) поверх одежды. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…), или только первые слова. Такую форму нательного креста и сохраняют старообрядцы. Кресты (не нательные), предназначенные для молитвы, для поклонения, как правило, имеют и соответствующую надпись: “Кресту Твоему покланяемся Владыко…”. Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3). Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила). Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – М.,2005

самовар: and пишет: Старообрядческий наперстный крест-мощевик, хранившийся в красном углу заброшенного дома. Середина XIX века,Удорские коми-зыряне, с. Верхозерье, 1992 г. Ничего не понятно. Удорские зыряне -- даниловцы, как у них мог быть "наперстный крест"?

WWN: Крест как личная святыня (Ставрографический сборник. Книга третья) Автор: С. В. Гнутова (научный редактор и составитель) Издательство: Москва: «Древлехранилище» Год: 2005 Страниц: 700 Формат: djvu (rar) Размер: 14 метров: http://rapidshare.com/files/52946733/Stavrogr_sb_3_djvu.rar ------------------ Название: Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI - начала XX века. Альбом Автор: С. В. Гнутова, Е. Я. Зотова Издательство: Интербук-бизнес Год: 2000 Страниц: 136 Формат: pdf Размер: 26 Mb http://rapidshare.com/files/18714772/Kresti__ikoni__skladni_opt.rar

И.В.С.: самовар Да это ученые так пишут не разобравшись, имелось ввиду видимо нательный. Кстати, Верхозерье - странническая деревня.

САП: Aleko пишет: На преображенке Серебрянные кресты обычные стоят примерно 90-95 руб. Большой цареградский (такой как изображен выше) стоит 250 руб. Я писал о большом Кресте: здоровый сербрянный Крест за 180 р. (вроде?). Маленькие дешевле.

инспектор шульц: Льет на заказ Валерка, у него можно купить дешевле, чем где бы то ни было. Гойтан не красный никак, а вишневого цвета, правда раньше, действительно, такой иноки носили. Деревянный крест -- делают на смерть. Золотые кресты так же вовсю льют.

Anchorite: Ksenos пишет: Мой Золото?

Ksenos: Anchorite пишет: Золото? Медь....или латунь...не разбираюсь...

Anchorite: Насколько мне известно, на Царьградском кресте в средокрестии вот эти лучи- это рукояти мечей. Откуда пошла такая традиция, чем этот крест отличается от обычного прямого (мужского) креста. Возможно-ли, что этот крест изначально носили воины, ведь неспроста же на нем рукояти мечей? Ну а прямой уже наверное носили все остальные (не воины) В альбоме "Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI - начала XX века", любезно предоставленном WWN, имеются также двустворчатые кресты-энколпионы, на них, между прочим есть изображение распятия, а это, как я понимаю, нательные кресты-мощевики. На сколько я знаю, на старообрядческом кресте не должно быть изображения распятия, а тут есть. Как это объяснить? И еще вопрос. Деиствительно ли иерейские наперсные кресты носились скрытно, как я читал "в особом кармашке"? И может быть кто-нибудь приведет фото такого наперстного креста

самовар: Anchorite пишет: И может быть кто-нибудь приведет фото такого наперстного креста а так же кармашка...

Anchorite: самовар пишет: а так же кармашка... Не, серьезно... Вот, нашел: http://www.starover.religare.ru/material6182.html Кстати, напестный крест протопопа Аввакума: "....кстати до церковной реформы 17 века священники наперстные кресты носили не поверх рясы как сейчас, а в особом кармане, сверху же носить кресты дозволялось лишь в качестве награды..."

самовар: Anchorite Я, признаться, полагал, что "наперстные кресты" ввел у никониянцев Павел 1. По западному образцу, как водится. Ну а у поповцев он появился чуть позже. И только герр Безгодов разрушил мое неправильное мудрование!

САП: Anchorite пишет: На сколько я знаю, на старообрядческом кресте не должно быть изображения распятия, а тут есть. На самом деле, до раскола часто встречались Кресты с распятьем. Крест XV-XVI вв. http://spsearch.ru/discovery/cross_t02.html

Ksenos: Кто то писал (по моему А. рябцев), что это были поломнические кресты, и по моему носились поверх одежды помимо нательного, что бы можно было снять в пути и помолиться, так же как и встречаются образки с ушками для шнурка.

САП: Ksenos пишет: Кто то писал (по моему А. рябцев), что это были поломнические кресты, и по моему носились поверх одежды помимо нательного, что бы можно было снять в пути и помолиться, так же как и встречаются образки с ушками для шнурка. Достаточно посмотреть каталоги дораскольных Крестов или сходить в Истоический музей, чтоб понять насколько широко до раскола были распостранены Кресты с распятьем. Мне об этом говорил и один старинщик, у него много таких Крестов имеется, да и размера они зачастую весьма малого, чтоб их поверх одежды носить.

WWN: Anchorite пишет: Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI - начала XX века. Альбом Автор: С. В. Гнутова, Е. Я. Зотова Издательство: Интербук-бизнес Год: 2000 Страниц: 136 Формат: pdf Размер: 26 Mb http://rapidshare.com/files/18714772/Kresti__ikoni__skladni_opt.rar кого на шару не пускают, пробуйте линк бабы Наты: http://natahaus.ifolder.ru/1244875 но не факт, что i-folder открыт для польских айпишников

and:

and:

самовар: Ты чего, братец, такие кресты могут быть "нательными" только у циклопов!

and: я не сказал што это нателные!

and: САП пишет: но не факт, что i-folder открыт для польских айпишников

WWN: так доступен он из Польши или нет?

and: доступиен , но надо сделать одну операцию

Ksenos: зайти через российский прокси

and: прокси

WWN: Крест в православии Ставрографический сборник. Книга вторая Автор: С. В. Гнутова (научный редактор и составитель) Издательство: Москва: «Древлехранилище» Год: 2003 Страниц: 372 Формат: djvu/pdf (rar) Размер: 10,9 MB http://rapidshare.com/files/52990232/Stavrogr_sb_2_djvu.rar

and: Спаси Христос!!!

and: A III chast' budet?

WWN: третья была (см. выше). вопрос с первой. исчем-с

and: Nadejus' shto najdete!

миня: Энд, а в польше продаются такие лестовки как у тебя в аватаре? А то я хотел купить здесь - кругом неаккуратные какие-то.

and:

самовар: Ужос! "позолото" сотрется вмиг!

and:

самовар: очень трогательно читать никониянский тропарь...

and:

and: http://www.k1000k.narod.ru/

and: A eto Staroverskie Kresty?

миня: Там где Iс Хс Црь Слвы - да, а там где никонолатинское INCI - нет

and:

and:

and: A eto Amerika:

Околоточный: Один провинциальный батюшка во время целования Креста после Литоргии выбил медным крестом (случайно) зубы одной пожилой прихожанке. Что делать?

Ksenos: Извиниться и продолжить подпускать ко Кресту людей

and:

and:

миня: Ksenos пишет: Извиниться Кому? Прихожанке?

Anchorite: миня пишет: Там где Iс Хс Црь Слвы - да, а там где никонолатинское INCI - нет Это относится только к нательным крестам, или и к киотным тоже?

Грамматикъ: INЦI обычно на поповских крестах (литых поповцами) либо на некоторых федосевских

sop:

and: Описание Крест греческих пропорций с крестиками на концах балок. Такая форма имела название "малый патриарший крест" (у некоторых исследователей — "иерусалимский") и была распространена на Руси в XIV веке. Лицевая сторона: Распятие с четырьмя Предстоящими на фоне Иерусалимской стены, на концах балок образы архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. На оглавии — Нерукотворный Образ Спасителя. Оборотная сторона: святой Никита, побивающий беса, на концах балок святые воины Георгий Победоносец, Федор Тирон и Федор Стратилат, и святой великомученик Пантелеимон Целитель.

фкi: А что означают стрелки от креста вниз к Голгофе и вверх?

САП: фкi пишет: А что означают стрелки от креста вниз к Голгофе и вверх? Вы имеете ввиду копие и трость?

фкi: САП , спасибо!!! Про копие я так и думал. Оно если смотреть на крест слева и получается, а про трость это на которую губку наделе и давали пить? Тогда все, я вспомнил. Спасибо!

САП: фкi пишет: а про трость это на которую губку наделе и давали пить? Точно.

and: гайтан, и какова его длина?

and: "Крестное знамение это крепкий щит против бесовских действий: Если ты изобразишь на себе крест с великой верой, то ни один из нечистых духов не посмеет приблизиться к тебе, видя тот меч, от которого получил смертельную рану. (Св. Иоанн Златоуст) Назнаменуем Животворящий Крест и на дверях, и на челе, и на всем теле своем и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, этим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. (Св. Ефрем Сирин) Когда ты творишь крестное знамение, вспоминай всю силу Креста, все дело нашего спасения, и погасишь свою ярость и все прочие страсти. (Св. Григорий Богослов) Крестясь, мы вспоминаем спасительную смерть на кресте Господа Исуса Христа, просим Его помощи, милости и благословения, поскольку сила креста есть Христос. Апостол Павел говорит: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). "

and:

миня: Грамматикъ пишет: INЦI обычно на поповских крестах (литых поповцами) либо на некоторых федосевских Ну да, это они от латынников INRI переняли как INCI. А до 1666 такого на крестех животворящех осмиконешных не отображалось! Игнатий Соловецкий писал о титле.

Симеон: Так это Игнатий писал, а Вы по конкретным образцам проверяли? "Поморские ответы" писали, что 4-хконечных крестов на Руси не было, а если и были, то только по неведению кое-где. А что на самом деле?

миня: Симеон пишет: Так это Игнатий писал, а Вы по конкретным образцам проверяли? Четвероконешные были, но без латинской титлы. И в ЦАКе, и в ризнице, дораскольных крестов с сей титлой не обретается.

Симеон: Ну, а вообще Распятия? И если на Распятии исторически титла была, и если на иконописных изображениях Распятия ее принято было воспроизводить, то какой грех и на литых Распятиях?

миня: Симеон пишет: И если на Распятии исторически титла была Исторически там INCI не было. Эта история началась после реформ.

Симеон: Я всегда думал, и раньше в календарях церковных стояла дата, что Распятие на Рогожском, стоящее перед правым передним столпом, - дониконовской работы. А там есть надпись ИНЦИ. Но, поскольку научной атрибуции не имею на руках, пока воздержусь.

миня: Симеон пишет: дониконовской работы. А там есть надпись ИНЦИ. Даже беглое знакомство с рогожскими иконами дает возможность понять, что это в основном XIX-XVIII век. Спас, о котором говорят, что четырнадцатого века, не вписывается в аналоги Третьяковки или другого музея икон этого времени, к примеру.

Anchorite: Сегодня купил крест в лавке при храие РДЦ на павелецкой, "царьградский" на нем на обороте молитва: "Господи Исусе Христе Сыне Божий благослови (далее неразборчиво) силою креста живоноснаго... (неразборчиво)" что - то я впервые вижу такую молитву на обороте креста, обычно "Да воскреснет Бог..." .

Ksenos: Anchorite пишет: "Господи Исусе Христе Сыне Божий благослови (вл. Александра - (на арамейском)) силою креста живоноснаго... (неразборчиво)" что - то я впервые вижу такую молитву на обороте креста, обычно "Да воскреснет Бог..." .

фкi: Anchorite пишет: Сегодня купил крест в лавке при храие РДЦ на павелецкой, "царьградский" на нем на обороте молитва: "Господи Исусе Христе Сыне Божий благослови (далее неразборчиво) силою креста живоноснаго... (неразборчиво)" что - то я впервые вижу такую молитву на обороте креста, обычно "Да воскреснет Бог..." . А выложите посмотреть пожалуйста.

Anchorite: Да вот не распологаю сейчас фотоаппаратом. несколько позже попытаюсь выложить.

Лис: хм брал я у них кресты , не доволен оказался.качеством серебра((((

Лис: У поморцев в лавке на преображенке в лавке рядом с их приделом в новолюбческом храме бесприцидентно недорого, здоровый сербрянный Крест за 180 р. (вроде?). Я покупал месяца 3 назад, был поражен ценами.

инспектор шульц: Anchorite Что-то мне сдается, что филиповцы так писали. Но точно сказать не могу... запамятовал...

Anchorite: В связи с отсутствием фотоаппарата пришлось сканировать. качество конечно не очень, думаю что ничего не будет понятно, но все равно выкладываю

Ksenos: миня пишет: Исторически там INCI не было. Эта история началась после реформ. У меня на старинном распятии IНЦИ написано....так и молюсь ему

Ksenos: миня пишет: Спас, о котором говорят, что четырнадцатого века, не вписывается в аналоги Третьяковки или другого музея икон этого времени, к примеру. Это точно....а где то читал, что и древне византийский образ

Anchorite: после разглядывания под лупой выяснилось следующее: " Господи Исусе Христе Сыне Божий благослови и освяти и сохрани мя силою креста живоноснаго ти"(в точности неуверен) и ниже под текстом: С К под титлами.

инспектор шульц: Anchorite да, с филиповской формы. очень некачественный новодел.

Ksenos: инспектор шульц пишет: да, с филиповской формы. очень некачественный новодел. Казнить нельзя помиловать?

инспектор шульц: Ksenos Тема-то серьезная...

Околоточный: Фульц, Фульц, Фульц...Мофайск, Мофайск, Мофайск...

инспектор шульц: Околоточный Солитер? Или деменция началась? Советую обратиться к специалистам... Бедолага...

Околоточный: инспектор шульц пишет: Солитер? Или деменция началась? Советую обратиться к специалистам... Бедолага... Да я просто челюсть вставлял

and: A mne nikto ne hochet pokupit v Rosjii pravilnogo Kresta.

фкi: Такой крест как на сайте (на главной стр.) я видел сегодня в одной из церковных лавок (не старообр). Вот этот: Один в один.

Симеон: Эти кресты делает одна ювелирная фирма в СПб., к старообрядчеству не имеющая отношения. А дизайн у них, вероятно, собственный.

Андрей С.: Уважаемые господа, Часто встречаются (широкое распространение) кресты, иконы и пр. в литом исполнении. Подскажите, где можно найти информацию, которая позволит отнести предмет к тому или иному времени? мой мэйл - ogonjock@mail.ru

никита: ну ичто уменя лудчше

Maxim: Подскажите, где можно приобрести именно этот крест? самовар пишет: Отправлено: 02.09.07 20:51. Заголовок: Re: Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе. Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла. Прообраз исцеляющего, защищающего, возвращающего к жизни божественного знака явился еще в Ветхом Завете. В книге Чисел мы читаем: “И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив” (Чис., 21: 8,9). Как известно, медный змей был, в конце концов, разрушен, но ничто не может разрушить Креста Господня. Крест дан христианам на все времена, хотя в разные столетия люди могли изображать его по-разному. Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически. Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” - копие, “Т” - трость, “ГГ” - гора Голгофа, “ГА” - глава Адама. “МЛРБ” - место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай). Распятый Христос на нательных крестах не изображается, и вот почему. Нательный крест не дозволяется снимать никогда; в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить было бы непристойно. Поэтому Церковь сочла более благочестивым для христиан не иметь нательного изображения Спасителя. Кресты с изображением распятого Спасителя не считаются нательными; в древности, по-видимому, существовала традиция носить такие кресты (а также иконы) поверх одежды. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…), или только первые слова. Такую форму нательного креста и сохраняют старообрядцы. Кресты (не нательные), предназначенные для молитвы, для поклонения, как правило, имеют и соответствующую надпись: “Кресту Твоему покланяемся Владыко…”. Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3). Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила). Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – М.,2005

Аввакум: А у Господа был простой деревянненький. Без ваших гайтанов.



полная версия страницы