Форум » » Имяславие (имябожие) » Ответить

Имяславие (имябожие)

V.: Есть ли у кого-нибудь какие мысли об имяславии? Как известно,эту проблему поставили и разрешали ее никонианские монахи,а никонианский синод очень злобствовал на тех,кто этим занимался (что даже почти привело к расколу в никонианстве). По уверению самих имяславцев они имели на это благословение от самого ихнего авторитета-Иоанна Кронштадтского. Старообрядцы сами этим вопросом не занимались,но встречал разные от них мнения: есть те,кто это считает за очередную никонианскую прелесть (и даже приводил некто это как одно из доказательств хлыстовства И.К.) ,а есть те,которые считают,что имяславие очень близко древлеправославию и вполне православно.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

V.: Является ли имя Божие энергией Божией ,а следовательно и есть ли оно Сам Бог? т.е.ПРАВОСЛАВНА ли формула имяславцев: "Имя Божие есть Бог,но Бог не есть имя"?

Консерваторъ: V. пишет: Является ли имя Божие энергией Божией, а следовательно и есть ли оно Сам Бог? Как мне кажется, на етот вопрос вполне в святоотеческом духе ответили "умеренные имяславцы". Приблизительно их позиция следующая: Имя Божие содержит Божественные энергии подобно иконам, соответственно, имяпочитание сродни иконопочитанию. И здесь важно понять, что формулировка "Имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя" не буквалистская, т.е. не обожествляет фонему. Т.е., если мы говорим об Исусе Наввине, то его имя, несомненно, не является Именем Божиим (хотя, признаю, что данный пример немного хромает, поелику есть мнение, что имя Наввина и Имя Спасителя изначально различны фонетически)...

D.K.: Монкам из руссика просто заняться было нечем, вот они и придумали сбе проблему. Все правильно консерва говорит. От глупости все это и от безделия.


Феликс: D.K. пишет: От глупости все это и от безделия. Это от паламизма, ну и, конечно, ещё глупости и безделья. V. пишет: По уверению самих имяславцев они имели на это благословение от самого ихнего авторитета-Иоанна Кронштадтского. Я думал речь шла о православных, а не о духовных христианах.

D.K.: Феликс пишет: Это от паламизма Паламизм здесь ни при чем. Ничего общего.

Cergiy: Консерваторъ пишет: Имя Божие содержит Божественные энергии подобно иконам собственно иконы являются святыми потому как освящаются именем Божиим. "...видимая икона только по имени имеет общение с первообразом"(из деяний 7 Вселенского Собора)

Феликс: D.K. пишет: Паламизм здесь ни при чем. Ничего общего. По моему мнению, имяславие - прямое следствие убеждения, что в распоряжении подвижника - Бог в виде «нетварных энергий». Но если паламиты оправдывали одних подвижников, то имябожники уровняли в правах «элитарную монашескую церковь» с «профанной церковью». Симеон совершенно справедливо в соседней ветке указал на это разделение, как следствие «фаворского богословия». Имяславие демократично, подвижничество уже не необходимое условие богообщения, поскольку произносить имя доступно уже каждому. Таким образом, имяславие - это следующий, совершенно логичный шаг, после признания паламизма православным учение. Возможно, я несколько огрубляю, и где-то есть некое «умеренное имяславие» и православно понимаемое учение Паламы, но я сужу по плодам, сегодня это почва для подрыва евангельского понимания христианства: креста, как основания Нового Завета. Какой им там им крест, тут люди энергиями ворочают и вообще мало отличимы от буддистов.

D.K.: Феликс пишет: Таким образом, имяславие - это следующий, совершенно логичный шаг, после признания паламизма православным учение. Ну, бешеной собаке лишняя верста - не крюк. Мало ли что похожего можно напридумывать. Факт, что учение Паламы вполне православно, а имябожничество - просто глупость.

Феликс: D.K. пишет: Ну, бешеной собаке Вообще-то хотелось бы более приятного общения.

V.: Феликс пишет: Я думал речь шла о православных, а не о духовных христианах. По сути я как раз и споросил: есть ли тут что-то православное,или же это удел лишь "духовных христиан"? Феликс пишет: сужу по плодам, сегодня это почва для подрыва евангельского понимания христианства. православно понимаемое учение Паламы В теме "Паламизм" я уже приводил ссылку на Акты Константинопольского собора 1351 г. против Варлаама и Акиндина.Вот это и есть православное понимание учения св.Григория Паламы. А какие там плоды у никониан-это уже их проблемы.Это и не удивительно,т.к. еретики и любое духовно здравое учение легко могут претворять в ереси. Феликс пишет: после признания паламизма православным учение Не знаю что такое "паламизм",но знаю,что св.Григорий Палама вел полемику с Варлаамом,и учение св.Григория было ПРИЗНАНО НА СОБОРЕ КАК ПРАВОСЛАВНОЕ,а Варлаам анафематствован (после чего он убег к папёжникам). Противится этим решениям собора по меньшей мере неразумно. Иное дело та расцветшая у никониан( и подхваченная даже папистами) безумная практика.Но они и без этого еретики,что с них взять,но это же не повод отвергать часть Священного Предания Церкви. Феликс пишет: Таким образом, имяславие - это следующий, совершенно логичный шаг, после признания паламизма православным учение. А вот никонианский Синод в своем послании 1913 г. как раз объявляет имяславие следствием именно варлаамизма(в котором имяславцы обвиняли Синод),а имяславцы по мнению членов синода лишь необоснованно примазываются к св.Григорию Паламе. Потом, святитель нигде не учил смешивать энергий Божиих с тем, что эти энергии производят в тварном мире, — действия с плодами этого действия. Напр., апостолы видели на Фаворе славу Божию и слышали глас Божий. О них можно сказать, что они слышали и созерцали Божество. Сошедши с горы апостолы запомнили бывшее с ними и потом рассказывали другим, передавали все слова, слышанные ими. Можно ли сказать, что они передавали другим Божество? Был ли их рассказ энергией Божией? Конечно, нет: он был только плодом Божией энергии, плодом ее действия в тварном мире. Между тем, новые учители явно смешивают энергию Божию с ее плодами, когда называют Божеством и даже Самим Богом и Имена Божии, и всякое слово Божие, и даже церковные молитвословия, т. е. не только слово, сказанное Богом, но и все наши слова о Боге, "слова, коими мы именуем Бога", как пишется в возражениях на "Акт о исповедании веры" Пантелеймоновского монастыря (в скобках, среди слов св. Симеона Нового Богослова). Но ведь это уже обоготворение твари, пантеизм, считающий все существующее за Бога. Справедливо на эту именно опасность указано в отзыве богословов Халкинской греческой школы. В этом смешении твари и Божества скорее можно усмотреть сходство не с св. Паламой, а именно с Варлаамом и его последователями, которых св. отец обличал, между прочим, и за допущение как бы двух родов Божества: созданного и не созданного Так же у противника имяславия проф.Троицкого,напр.: Итак, раввинское мифологическое учение о Мемре, извратившее учение Откровения, антихристианский филонизм, гностицизм, арианство или, ближе, евномианство, а позднее варлаамитство — вот истинная генеалогия учения имябожников об Имени Божием как действии Божием и даже духовном существе. http://www.paraklit.ru/eres/imyabogie/GrigorijNisskij.htm

Феликс: V. пишет: Не знаю что такое "паламизм",но знаю,что св.Григорий Палама вел полемику с Варлаамом,и учение св.Григория было ПРИЗНАНО НА СОБОРЕ КАК ПРАВОСЛАВНОЕ,а Варлаам анафематствован (после чего он убег к папёжникам). Есть мнение, что легенда о докторе Фаусте, известная совеременному читателю по версии Гете, имеет прототипом вот того самого Варлаама.

V.: Феликс пишет: Но если паламиты оправдывали одних подвижников, то имябожники уровняли в правах «элитарную монашескую церковь» с «профанной церковью». то есть выходит имяславие что-то вроде протестантизма или хасидизма в "православном подвижничестве". Феликс пишет: но я сужу по плодам, сегодня это почва для подрыва евангельского понимания христианства: креста, как основания Нового Завета. Какой им там им крест, тут люди энергиями ворочают и вообще мало отличимы от буддистов. Тут дело не в Григории Паламе,а в том,что это еретики и иначе они на данном этапе своей апостасийности уже и не могут.Они сами к этому закономерно пришли,а в написанных для подвижников творениях Григория Паламы и отцов "Добротолюбия" они просто ищут оправдание и прикрытие для своей прелести.Ведь и сатана,искушая Исуса Христа,ссылался на Писание.

Феликс: V. пишет: Тут дело не в Григории Паламе,а в том,что это еретики и иначе они на данном этапе своей апостасийности уже и не могут.Они сами к этому закономерно пришли,а в написанных для подвижников творениях Григория Паламы и отцов "Добротолюбия" они просто ищут оправдание и прикрытие для своей прелести.Ведь и сатана,искушая Исуса Христа,ссылался на Писание. Я согласен с вами, но почему-то думаю, что вы не хотите со мной согласиться в отношении паламизма из-за анафем. Это такой религиозный конформизм, вот нам сказали, что есть анафема и все. Но хорошо ли мы понимает ту анафему, а может отцы имели в виду нечто иное, выступая против Варлаама. В конце концов, у нас же нет догмата о безошибочности соборов, да и является ли анафема запретом на рассуждение?

Феликс: Вот не могу не процитировать, сам бы так хорошо не написал: Я говорил несколько о другом. Крест Христов стоит в основе мирового домостроительства спасения. Спасение любого человека - не изолированно, оно совершается в связи со спасением всех спасаемых. Это и есть Церковь. И основой личного аскетического опыта не может быть что-то иное, чем Крест Христов, приобщение к нему - как в причащении Тела и Крови Распятого за нас, так и в молитвенном делании, так и в самоотречении, в уподоблении Господу в делах жизни. Конечно, Крест не цель. Но вершиной ЗЕМНОГО ПОДВИГА Спасителя был конечно Крест, - а что же еще??? А цель этого подвига лежала уже вне Его земной жизни. Так и цель жизни любого христианина лежит за пределами его земного пути. ВОт эту, по-моему, совершенно непреложную истину, и затемняет идеал некоего прижизненного Фавора, понимаемого как цель. Вы прекрасно помните альфу и омегу современной новообрядческой аскетики. Сейчас младенца из воскресной школы спроси, он тебе оттарабанит: "Целью христианской жизни является стяжание Св. Духа. Этому прп. Серафим учит". Хорошо, поясните. И начнется про фаворский свет, которым просиял старец пред Мотовиловым, и т. п. И это пишется везде и всюду, от вульгарных брошюрок до, например, В. Н. Лосского... Вот с этим уклоном я не могу согласиться никак, на какие бы имена ни ссылались его сторонники. И считаю должным - освободить св. Григория от того наследия, которое, по ряду исторических обстоятельств, оказалось с ним связано. Жаль автор занят написанием "открытых писем", лучше бы написал вот как тут, но более пространно...

шлаковоз: Учения св. Григория Паламы очень не однозначно по нему проходит грань где любые слова становятся словоблудием, но говорить при этом нужно. Имясловие, Фаворский свет легко могут увести человека от Христа, но только в том случае если человек кроме Бога ищет ещё что-то, сдес на земле. Никифор Грнигора более яросный и последоательный противник Паламы чем Варлаам, понял это, и был ГОНИМ его "сторонниками", проблема осталась не решённой.

Vargarix: Феликс пишет: Есть мнение, что легенда о докторе Фаусте, известная совеременному читателю по версии Гете, имеет прототипом вот того самого Варлаама. Оригинально. Встречал версии, что протипом Фауста был: • Незафиксированный исторически, но, возможно, реально живший некий доктор Фауст; • Философ Агриппа Неттесгеймский; • Иоаганн Фауст, бродячий астролог; • Иоанн Гуттенберг (первопечатник); • Его (Гуттенберга) компаньон по фамилии Фуст; • Английский авантюрист и астролог Эдвард Келли, который в 1591 году жил в предполагаемом доме Фауста в Праге; • Химик Младот, владелец этого дома; • Римский папа Сильвестр II, по совместительству крупный ученый; • Парацельс, знаменитый врач, философ, химик и естествоиспытатель; И т.д. и т.п. У вас новая версия...

САП: V. цитирует послание никонианского Синод в1913 г.: Потом, святитель нигде не учил смешивать энергий Божиих с тем, что эти энергии производят в тварном мире, — действия с плодами этого действия. Напр., апостолы видели на Фаворе славу Божию и слышали глас Божий. О них можно сказать, что они слышали и созерцали Божество. Сошедши с горы апостолы запомнили бывшее с ними и потом рассказывали другим, передавали все слова, слышанные ими. Можно ли сказать, что они передавали другим Божество? Был ли их рассказ энергией Божией? Конечно, нет: он был только плодом Божией энергии, плодом ее действия в тварном мире. Между тем, новые учители явно смешивают энергию Божию с ее плодами, когда называют Божеством и даже Самим Богом и Имена Божии, и всякое слово Божие, и даже церковные молитвословия, т. е. не только слово, сказанное Богом, но и все наши слова о Боге Тут мне видится происходит подмена, энергия Божия не пресекается затрагивая людей и рождая Православную Традицию. Благая Весть переходя из уст в уста не перестает быть Божьей энергией, сила Предания именно в том, что в ней продолжает жить и действовать Божья энергия. Ересь никониян именно в отрицании этого, потому они без страха и поменяли Традицию и тем ограничили свободное действие Божьей энергии. Cergiy пишет: собственно иконы являются святыми потому как освящаются именем Божиим. "...видимая икона только по имени имеет общение с первообразом"(из деяний 7 Вселенского Собора) А в Кресте, он ведь почитается и без Имени: Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучать".(73пр.Шестого Вселенского Собора.)

Лев Худой: Консерваторъ пишет: есть мнение, что имя Наввина и Имя Спасителя изначально различны фонетически Я проверял - пишутся имена Навина и Христа одинаково на древнегреческом. Например здесь http://www.magister.msk.ru/library/bible/greek/grknt19.htm bkb pltcm http://vinokurov.nm.ru/underl/ вы можете увидеть в 4-й главе Послания к Евреям в 8-м стихе Имя Навина, а в 14-м - Христа. Эти два слова отличаются последней буквой - но это сами понимаете окончание а не корень. Зависит от падежа. На иврите звучит "Иегошуа", состоит из двух слов Иегова Спасение. Ошеа - спасение, спаситель. Это в Русской традиции имя пророка Осии. Так же звали Иисуса Навина до того как он пошел соглядать землю обетованную. Спасибо за внимание. Рад если кому-то помог. Лев Худой LevHudoi@gmail.com

Консерваторъ: Лев Худой пишет: Я проверял - пишутся имена Навина и Христа одинаково на древнегреческом Благодарю Вас. Просто, я встречал и иную версию, но если все так, как Вы сказали, то ето только подтверждает мою (умеренно-имяславческую) позицию.

ветковец: Консерваторъ пишет: (умеренно-имяславческую) позицию. Так, так хгр-овец значит?



полная версия страницы