Форум » » Старопоморские обычаи » Ответить

Старопоморские обычаи

р.Б. Илия: У федосеевых перед обедом молятся 17 поклонов, отмаливают брашно 100 или даже 300 поклонов, кланяются на Достойно после обеда, считают за грех пить лекартсва, и опускать руки ниже пояса на молитве. Некоторые из этих обычаев встречаются и в других согласиях, а некоторые специфически федосеевские. Вот еще есть дорожная епитимья 1000 поклоном после путешествия, начал кладут после бани и 100 поклонов, в бане снимают крест, а псоле мытья окатываются чистой водой их чистого сосуда. Кто знает на чем основаны эти обычаи.

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Грамматикъ: Книга о християнском житии Глава 46 О измывании нага тела своего Еще же и о сем предлагаем совет. Еже аще кому восхощется тело свое измыти на реце или в дому. То по общему соборному древних отец разсуждению положиша вервицу молитися. Понеже тело свое наго видев своими очима и рукама своима осязая и измывая таиныя уды своя. Того ради аще и обычная предаша отцы еже сие совершати. Но обаче целомудрия ради и чистоты еще же и сего ради отцы тако разсудиша. Яко аще не бы было разсуждение отеческое то бы и многочастно сотворялося омовение телесное. Еще же к сему отеческому разсуждению и святии отцы согласно с ними наказуют. И житии целомудренно научают и души наши спасают и в страх Божии приводят якоже сами положиша и нас тако житии укрепляют. Не обнажаху бо святии телес своих и не взираху на них ибо о сем жития их являют. Яко же глаголет Василии Велики (о постничестве Исаака Сирина) «Да не обнажити что от удес своих, ниже коснутися телеси нагу своему или чужему кроме зелныя и великия нужды». Сих же всех предании и отеческих наказании в мире живущих человек и с мирскими пребывающих не возможно соблюстися. Тако во всяких наших нуждах касающихся и без измывания и без свидения тела бытии не можем, то понеже отеческое наказание совершити потщимся, еже за очищение помолитися Господу Богу. А лености ради и небрежения, сего ради предание не оставляем. Но со многим усердием волю свою отсекаем и отеческои воли последуем и не глаголем сего яко себе творити повелевают. Но многим видим и древних святых отец повеления от своего разума крепости ради спасительныя предлагаем. Еже пишется в житиях их «иже сына в реку в вергнути, и другому мяса положити на спине». И на многа душеспасительная и полезная нам оставиша и сказания.

Грамматикъ: Глава 73 О сем яко не подобает с еретики в баню ходити В баню с мирскими не ходити, ни парится с ними из их сосудов не мытися. Весьма бо о сем запрещают священная и божественная правила богоносных отцов (Кормчая правило святых апостол лист 37 и 39) согласно свидетельствуют и разделяют верныя от неверных, даже бы ни в чем ни совокупитися. А бани ныне тако скверны аще кто разсудит совершенным и духовным разумом. Яко и рещи не возможно понеже несть кому их от скверны еретическия и от блудныя пакости очистити, добро бо воистинну добро и полезно душам нашим. Еже бо воистинну и совершенно от правды еже бы никогда не ходити в баню аще бы и християнскую и в чистою кольми же паче в нечистую и зело оскверненную и не очищенную никогда же. Ибо о христианских банех воспоминает преподобный Ефрем Сирин и уподобляет сих равно гуслем и тимпаном (Палея книга) егда же и Ангела Божия тогда человек в бани мыяся не имеет при себе близ стояща. Воистинну бо по Писанию всякий покой плотский мерзок есть Богу и душам зело губителен. Подобнее и Зинарь во главе 95 глаголет «Яко иноку не подобает в баню ходити отнюд». Мы же аще и не иноцы, но единаче от мирских разделении, яко и жен не имеем и чад не раждаем, но точию нужды ради не бываем иноцы, ниже мирстии человецы. Но едино имеем точию християнское именование. Аще быша были благочестивии монастыри, то были бы многия иноцы. Но точию сия печаль обдержит нас, что не имеем монастырей и скитов и сего ради аще и в мире пребываем, Бога боятися и Закон Божии соблюдати должни есмы и хранити себе отвсюду всяким нравом достоит и блюстися от скверны еретическия и от всякия прелести мирския душегубительныя. Аще же прилучится кому нужды ради привеликия и в бани измытися, аще и в християнстей, но и то просто Писание полагати не повелевает. Ибо о сем харатейный устав свидетельствует: «По изшествии из бани подобает от священника молитву очистительную взятии. Аще ли же несть священника то подобает самому себе очистити молитвою. По начале проговорити псалом 50 и поклонов 50 положити и 100 до пояса». Тако бо нас научает Писание очищати себе от скверны. Еще же и сосудов их нечистых банных подобает весьма соблюдатися и ни мало касатися ни к чесому их скверному. Аще кто хощет спастися и благочестивую веру чисто соблюсти сих всех скверн еретических подобает весма удалятися.

р.Б. Илия: Могу ошибаться, но есть книга Христ. житие дораскольная. Вы Грамматикъ приводите явно послераскольный текст. Хотя ссылки в нем вполне убедительные. Это еще раз доказывает насколько современное староверие, особенно поповщина далеки от древлего православия.


Саня: р.Б. Илия Да, так у нас молились, только после бани обязательно умывали лицо и руки уже придя в дом, вытирались рушником, благословлялись и только потом начал и читали кафизму с тремя славами и т. д.( в семье у нас все, как правило, умеют читать)

боинг: р.Б. Илия пишет: Заголовок: Старопоморские обычаи да, вот ложки у них деревяные были и хлеб пекли.

KALUGER: р.Б. Илия пишет: начал кладут после бани и 100 поклонов, в бане снимают крест, а псоле мытья окатываются чистой водой их чистого сосуда. У нас также принято после бани скачиваться из чистой посуды, а придя в дом умывать лицо. Только вот крест не снимаем. А вдруг случиться умереть в бане? Хотя знаю, что многие беспоповцы нашей местности не поют погребение за умерших в бане. Также читал в одном рукописном цветнике, что пьяница идет в кабак, Ангел-Хранитель шествует за ним. Христианин идет в баню, Ангел Хранитель ни за что не зайдет за ним.

DimitriyW: KALUGER пишет: Христианин идет в баню, Ангел Хранитель ни за что не зайдет за ним. И как быть?

САП: DimitriyW пишет: И как быть? Ну, некоторые посему и не моются

миня: KALUGER пишет: Также читал в одном рукописном цветнике, что пьяница идет в кабак, Ангел-Хранитель шествует за ним. Христианин идет в баню, Ангел Хранитель ни за что не зайдет за ним. А когда этот цветник был составлен и из каких источников, никто не задумался... наверняка, XVIII век какой ни будь там, в лучшем случае. При благочестии телесная чистота была не в меньшем почете, чем душевная. А то что тут процитировано - прям таки философия бомжей - быть пьяным (в кабаке с ангелом) и грязным (в бане ангела нету). Буквоедский модернизм.

иер. Сергий: миня пишет: А то что тут процитировано - прям таки философия бомжей - быть пьяным (в кабаке с ангелом) и грязным (в бане ангела нету). Буквоедский модернизм. Вы не правы, Миня. . Первые цмтаты были взяты из старопоморских книг, которые в свою очередь имеюют приемственность от дораскольных. Насчет мытья в бане есть не мало в дораскольной традиции. По учению поморцев все призваны к иноческому житию, понеже брак невозможет, отсюда и отношение к мытью. Вы говорите о телесной чистоте. Но знаете ли вы что является источником грязи на нашем теле? Отнюдь не пот и не пыль, и стружка или известка. Грязь и вонь бывает от бурлящих в душе страстей. Посему пьяницы,матершинники, блудники (в теперь таких большинство) воняют, и потому нуждаются в частом мытье своего смердящего тела. Парфюмерия изобретина самой блудливой нацией - французами, у которых разврат стал предметом любования. Почитайте их романы. Наличие в ванне множества парфюмерии говрит о духовной проказе. И напротив, человек постящийся и много молящийся ( сотни поклонов до земли до седмого пота), трудящийся физически, хоть и пачкается землей, опилкой, краской, бензином, сажей или еще чем, нисколько не воняет, и тело его бело. Только одежду надо стирать. А мыться совсем не обязательно. Вам это навязал олд корпрейшен. Бизнес нуждается в рекламе. мойтесь по чаще, покупайте шапуни и мыло, дезодоранты и всякую прочую хрень. А мы вот не будем мыться, и будем благоухать, однако.

К.А.А.: иер. Сергий пишет: Первые цмтаты были взяты из старопоморских книг, которые в свою очередь имеюют приемственность от дораскольных. Насчет мытья в бане есть не мало в дораскольной традиции Мало ли какие традиции были. иер. Сергий пишет: По учению поморцев все призваны к иноческому житию Так к ИНОЧЕСКОМУ житию, а не МИРЯНАМ. Или что в дораскольной Православной Руси после бани миряни или белые священики делали по 100-300 земных поклонов !? Конечно нет. Нечего выдумывать и другим морочить голову.

миня: иер. Сергий пишет: Вы не правы, Миня. . Первые цмтаты были взяты из старопоморских книг, которые в свою очередь имеюют приемственность от дораскольных. Про первые цитаты я не говорю, меня привлекли спекуляции в Цветнике. иер. Сергий пишет: А мыться совсем не обязательно. Вам это навязал олд корпрейшен. Я знакомился с бытом дораскольных обителей вологодчины. Так на Спас-каменном монастыре и островок был "банный", а в Кирилловом - Свиточная башня, в которой свитки - (типа рясы) иноки регулярно стирали, а баня там была на озере. А бомжи-ханжи модернисты и свитки с однорядками не носят, и мыться не хотят.

Брат Карамазов: иер. Сергий пишет: Вы не правы, Миня. Боюсь, что в этот раз Миня прав.иер. Сергий пишет: Грязь и вонь бывает от бурлящих в душе страстей. Да что Вы говорите? Вот у меня есть родственник. Старец уже преклонный, страстей - никаких, много лет как постник, физ. работы не выполняет, но не помоется неделю - (pardon) смердит. Да масса примеров. Попахали бы Вы, батюшка, где-нибудь на стройке часов 10 в сутки, да утром и вечером со скотиной поуправлялись бы, и при всём при этом с месяцок не помылись. Выходит что профессия шахтёра скареднее жёлтого журналюги (например).

Jora: KALUGER пишет: пьяница идет в кабак, Ангел-Хранитель шествует за ним. Христианин идет в баню, Ангел Хранитель ни за что не зайдет за ним Странно. Даже Церковь в богослужебных текстах сравнивается в баней. И посланный в Ин.9 слепец? Ведь Силоам в какой-то мере и баней был? А о пьянстве везде строго написано. Например: 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. (1Кор.6:10)

KALUGER: Jora пишет: Странно. Даже Церковь в богослужебных текстах сравнивается в баней. И посланный в Ин.9 слепец? Ведь Силоам в какой-то мере и баней был? А о пьянстве везде строго написано Да я и сам очень люблю баню, и против нее ничего не имею. Но читал сам лично этот беспоповский цветник. Там много еще всего было написано и про чай и про кофе и про табак. Не думаю, что он был написан федосеевцами. В нашей местности они редкость, скорее спасовцами. Там даже и иллюстрация была к этой статье: пьяница в кабаке и за спиной у него Ангел Хранитель, а человек в мыльне, его Ангел снаружи.

Jora: KALUGER пишет: чай и про кофе и про табак. Что всё сие запрещено? И что табак из одного места блудницы вырос? Табак-то - ясно. А вот чай-кофе - наверное, в меру можно.

KALUGER: Jora пишет: А вот чай-кофе - наверное, в меру можно. "Кто пьет чай - тот от Христа отчаивается". "А тот, кто пьет кофе, тот ков на Христа строит, и поклоняется злому духу Кофу" :

Jora: Это цитаты оттуда? "кто пьёт кофе - на душе ков!" Я хоть сам и не люблю на кофий, ни чай, не склонен всё же предавать из анафеме, т.с. Кофе иногда пользую для бодрствования

KALUGER: Jora пишет: Это цитаты оттуда? "кто пьёт кофе - на душе ков!" Все оттуда. Я кофе не люблю, а вот поклонником хорошего чая являюсь, грешен.

Jora: А я чай только зимой пью. В остальное время и так тепло и даже жарко



полная версия страницы