Форум » » Старопоморские обычаи » Ответить

Старопоморские обычаи

р.Б. Илия: У федосеевых перед обедом молятся 17 поклонов, отмаливают брашно 100 или даже 300 поклонов, кланяются на Достойно после обеда, считают за грех пить лекартсва, и опускать руки ниже пояса на молитве. Некоторые из этих обычаев встречаются и в других согласиях, а некоторые специфически федосеевские. Вот еще есть дорожная епитимья 1000 поклоном после путешествия, начал кладут после бани и 100 поклонов, в бане снимают крест, а псоле мытья окатываются чистой водой их чистого сосуда. Кто знает на чем основаны эти обычаи.

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Грамматикъ: Книга о християнском житии Глава 46 О измывании нага тела своего Еще же и о сем предлагаем совет. Еже аще кому восхощется тело свое измыти на реце или в дому. То по общему соборному древних отец разсуждению положиша вервицу молитися. Понеже тело свое наго видев своими очима и рукама своима осязая и измывая таиныя уды своя. Того ради аще и обычная предаша отцы еже сие совершати. Но обаче целомудрия ради и чистоты еще же и сего ради отцы тако разсудиша. Яко аще не бы было разсуждение отеческое то бы и многочастно сотворялося омовение телесное. Еще же к сему отеческому разсуждению и святии отцы согласно с ними наказуют. И житии целомудренно научают и души наши спасают и в страх Божии приводят якоже сами положиша и нас тако житии укрепляют. Не обнажаху бо святии телес своих и не взираху на них ибо о сем жития их являют. Яко же глаголет Василии Велики (о постничестве Исаака Сирина) «Да не обнажити что от удес своих, ниже коснутися телеси нагу своему или чужему кроме зелныя и великия нужды». Сих же всех предании и отеческих наказании в мире живущих человек и с мирскими пребывающих не возможно соблюстися. Тако во всяких наших нуждах касающихся и без измывания и без свидения тела бытии не можем, то понеже отеческое наказание совершити потщимся, еже за очищение помолитися Господу Богу. А лености ради и небрежения, сего ради предание не оставляем. Но со многим усердием волю свою отсекаем и отеческои воли последуем и не глаголем сего яко себе творити повелевают. Но многим видим и древних святых отец повеления от своего разума крепости ради спасительныя предлагаем. Еже пишется в житиях их «иже сына в реку в вергнути, и другому мяса положити на спине». И на многа душеспасительная и полезная нам оставиша и сказания.

Грамматикъ: Глава 73 О сем яко не подобает с еретики в баню ходити В баню с мирскими не ходити, ни парится с ними из их сосудов не мытися. Весьма бо о сем запрещают священная и божественная правила богоносных отцов (Кормчая правило святых апостол лист 37 и 39) согласно свидетельствуют и разделяют верныя от неверных, даже бы ни в чем ни совокупитися. А бани ныне тако скверны аще кто разсудит совершенным и духовным разумом. Яко и рещи не возможно понеже несть кому их от скверны еретическия и от блудныя пакости очистити, добро бо воистинну добро и полезно душам нашим. Еже бо воистинну и совершенно от правды еже бы никогда не ходити в баню аще бы и християнскую и в чистою кольми же паче в нечистую и зело оскверненную и не очищенную никогда же. Ибо о христианских банех воспоминает преподобный Ефрем Сирин и уподобляет сих равно гуслем и тимпаном (Палея книга) егда же и Ангела Божия тогда человек в бани мыяся не имеет при себе близ стояща. Воистинну бо по Писанию всякий покой плотский мерзок есть Богу и душам зело губителен. Подобнее и Зинарь во главе 95 глаголет «Яко иноку не подобает в баню ходити отнюд». Мы же аще и не иноцы, но единаче от мирских разделении, яко и жен не имеем и чад не раждаем, но точию нужды ради не бываем иноцы, ниже мирстии человецы. Но едино имеем точию християнское именование. Аще быша были благочестивии монастыри, то были бы многия иноцы. Но точию сия печаль обдержит нас, что не имеем монастырей и скитов и сего ради аще и в мире пребываем, Бога боятися и Закон Божии соблюдати должни есмы и хранити себе отвсюду всяким нравом достоит и блюстися от скверны еретическия и от всякия прелести мирския душегубительныя. Аще же прилучится кому нужды ради привеликия и в бани измытися, аще и в християнстей, но и то просто Писание полагати не повелевает. Ибо о сем харатейный устав свидетельствует: «По изшествии из бани подобает от священника молитву очистительную взятии. Аще ли же несть священника то подобает самому себе очистити молитвою. По начале проговорити псалом 50 и поклонов 50 положити и 100 до пояса». Тако бо нас научает Писание очищати себе от скверны. Еще же и сосудов их нечистых банных подобает весьма соблюдатися и ни мало касатися ни к чесому их скверному. Аще кто хощет спастися и благочестивую веру чисто соблюсти сих всех скверн еретических подобает весма удалятися.

р.Б. Илия: Могу ошибаться, но есть книга Христ. житие дораскольная. Вы Грамматикъ приводите явно послераскольный текст. Хотя ссылки в нем вполне убедительные. Это еще раз доказывает насколько современное староверие, особенно поповщина далеки от древлего православия.


Саня: р.Б. Илия Да, так у нас молились, только после бани обязательно умывали лицо и руки уже придя в дом, вытирались рушником, благословлялись и только потом начал и читали кафизму с тремя славами и т. д.( в семье у нас все, как правило, умеют читать)

боинг: р.Б. Илия пишет: Заголовок: Старопоморские обычаи да, вот ложки у них деревяные были и хлеб пекли.

KALUGER: р.Б. Илия пишет: начал кладут после бани и 100 поклонов, в бане снимают крест, а псоле мытья окатываются чистой водой их чистого сосуда. У нас также принято после бани скачиваться из чистой посуды, а придя в дом умывать лицо. Только вот крест не снимаем. А вдруг случиться умереть в бане? Хотя знаю, что многие беспоповцы нашей местности не поют погребение за умерших в бане. Также читал в одном рукописном цветнике, что пьяница идет в кабак, Ангел-Хранитель шествует за ним. Христианин идет в баню, Ангел Хранитель ни за что не зайдет за ним.

DimitriyW: KALUGER пишет: Христианин идет в баню, Ангел Хранитель ни за что не зайдет за ним. И как быть?

САП: DimitriyW пишет: И как быть? Ну, некоторые посему и не моются

миня: KALUGER пишет: Также читал в одном рукописном цветнике, что пьяница идет в кабак, Ангел-Хранитель шествует за ним. Христианин идет в баню, Ангел Хранитель ни за что не зайдет за ним. А когда этот цветник был составлен и из каких источников, никто не задумался... наверняка, XVIII век какой ни будь там, в лучшем случае. При благочестии телесная чистота была не в меньшем почете, чем душевная. А то что тут процитировано - прям таки философия бомжей - быть пьяным (в кабаке с ангелом) и грязным (в бане ангела нету). Буквоедский модернизм.

иер. Сергий: миня пишет: А то что тут процитировано - прям таки философия бомжей - быть пьяным (в кабаке с ангелом) и грязным (в бане ангела нету). Буквоедский модернизм. Вы не правы, Миня. . Первые цмтаты были взяты из старопоморских книг, которые в свою очередь имеюют приемственность от дораскольных. Насчет мытья в бане есть не мало в дораскольной традиции. По учению поморцев все призваны к иноческому житию, понеже брак невозможет, отсюда и отношение к мытью. Вы говорите о телесной чистоте. Но знаете ли вы что является источником грязи на нашем теле? Отнюдь не пот и не пыль, и стружка или известка. Грязь и вонь бывает от бурлящих в душе страстей. Посему пьяницы,матершинники, блудники (в теперь таких большинство) воняют, и потому нуждаются в частом мытье своего смердящего тела. Парфюмерия изобретина самой блудливой нацией - французами, у которых разврат стал предметом любования. Почитайте их романы. Наличие в ванне множества парфюмерии говрит о духовной проказе. И напротив, человек постящийся и много молящийся ( сотни поклонов до земли до седмого пота), трудящийся физически, хоть и пачкается землей, опилкой, краской, бензином, сажей или еще чем, нисколько не воняет, и тело его бело. Только одежду надо стирать. А мыться совсем не обязательно. Вам это навязал олд корпрейшен. Бизнес нуждается в рекламе. мойтесь по чаще, покупайте шапуни и мыло, дезодоранты и всякую прочую хрень. А мы вот не будем мыться, и будем благоухать, однако.

К.А.А.: иер. Сергий пишет: Первые цмтаты были взяты из старопоморских книг, которые в свою очередь имеюют приемственность от дораскольных. Насчет мытья в бане есть не мало в дораскольной традиции Мало ли какие традиции были. иер. Сергий пишет: По учению поморцев все призваны к иноческому житию Так к ИНОЧЕСКОМУ житию, а не МИРЯНАМ. Или что в дораскольной Православной Руси после бани миряни или белые священики делали по 100-300 земных поклонов !? Конечно нет. Нечего выдумывать и другим морочить голову.

миня: иер. Сергий пишет: Вы не правы, Миня. . Первые цмтаты были взяты из старопоморских книг, которые в свою очередь имеюют приемственность от дораскольных. Про первые цитаты я не говорю, меня привлекли спекуляции в Цветнике. иер. Сергий пишет: А мыться совсем не обязательно. Вам это навязал олд корпрейшен. Я знакомился с бытом дораскольных обителей вологодчины. Так на Спас-каменном монастыре и островок был "банный", а в Кирилловом - Свиточная башня, в которой свитки - (типа рясы) иноки регулярно стирали, а баня там была на озере. А бомжи-ханжи модернисты и свитки с однорядками не носят, и мыться не хотят.

Брат Карамазов: иер. Сергий пишет: Вы не правы, Миня. Боюсь, что в этот раз Миня прав.иер. Сергий пишет: Грязь и вонь бывает от бурлящих в душе страстей. Да что Вы говорите? Вот у меня есть родственник. Старец уже преклонный, страстей - никаких, много лет как постник, физ. работы не выполняет, но не помоется неделю - (pardon) смердит. Да масса примеров. Попахали бы Вы, батюшка, где-нибудь на стройке часов 10 в сутки, да утром и вечером со скотиной поуправлялись бы, и при всём при этом с месяцок не помылись. Выходит что профессия шахтёра скареднее жёлтого журналюги (например).

Jora: KALUGER пишет: пьяница идет в кабак, Ангел-Хранитель шествует за ним. Христианин идет в баню, Ангел Хранитель ни за что не зайдет за ним Странно. Даже Церковь в богослужебных текстах сравнивается в баней. И посланный в Ин.9 слепец? Ведь Силоам в какой-то мере и баней был? А о пьянстве везде строго написано. Например: 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. (1Кор.6:10)

KALUGER: Jora пишет: Странно. Даже Церковь в богослужебных текстах сравнивается в баней. И посланный в Ин.9 слепец? Ведь Силоам в какой-то мере и баней был? А о пьянстве везде строго написано Да я и сам очень люблю баню, и против нее ничего не имею. Но читал сам лично этот беспоповский цветник. Там много еще всего было написано и про чай и про кофе и про табак. Не думаю, что он был написан федосеевцами. В нашей местности они редкость, скорее спасовцами. Там даже и иллюстрация была к этой статье: пьяница в кабаке и за спиной у него Ангел Хранитель, а человек в мыльне, его Ангел снаружи.

Jora: KALUGER пишет: чай и про кофе и про табак. Что всё сие запрещено? И что табак из одного места блудницы вырос? Табак-то - ясно. А вот чай-кофе - наверное, в меру можно.

KALUGER: Jora пишет: А вот чай-кофе - наверное, в меру можно. "Кто пьет чай - тот от Христа отчаивается". "А тот, кто пьет кофе, тот ков на Христа строит, и поклоняется злому духу Кофу" :

Jora: Это цитаты оттуда? "кто пьёт кофе - на душе ков!" Я хоть сам и не люблю на кофий, ни чай, не склонен всё же предавать из анафеме, т.с. Кофе иногда пользую для бодрствования

KALUGER: Jora пишет: Это цитаты оттуда? "кто пьёт кофе - на душе ков!" Все оттуда. Я кофе не люблю, а вот поклонником хорошего чая являюсь, грешен.

Jora: А я чай только зимой пью. В остальное время и так тепло и даже жарко

Брат Карамазов: KALUGER пишет: а вот поклонником хорошего чая являюсь, грешен. А в ЧЁМ здесь грех? (убояшася страха тамо, идеже не бе страха)

KALUGER: Брат Карамазов пишет: А в ЧЁМ здесь грех? (убояшася страха тамо, идеже не бе страха Ну греха большого м.б. и нет, но все же есть некая зависимость и увлеченность.

Jora: KALUGER пишет: некая зависимость и увлеченность А мы уж такие люди. И от пищи зависим, например.

САП: Jora пишет: А вот чай-кофе - наверное, в меру можно. Чай и табак 74. О чае Чай относится к табаку. Павловский р-н, Мария Васильева, ок. 1947 г. р., спасовское согл., "малый начал". Запись 15.07.1992 Клочковой Е. С., Савельевой О. А. 75. Собирательница: А правда ли, что чай применяется к табаку? Т. Н. : А где про то писано? В каких книгах? Нигде не писано! А. Ф. : Господь создал всё чисто. И табак был бы чист... Т. Н. : Кабы его не применили к куреву. Им ведь и вредителей посыпают... А. Ф. : А из него сделали как бы игрушку! Кстовский р-н, Анна Фёдорова, 1911 г. р., Таисия Николаева, 1910 г. р., спасовское согл., "большой начал". Запись 24.07.1994 Савельевой О. А.,Точилиной Л. Н. 76. Т. Н.: Прежни-ти предки, которы остались, чаю не пьют, считают за грех. Говорят, он из неверных стран. А. Ф.: Чай пить не грех! Т. Н.: Сластолюбие - грех. А. Ф.: Чего только к чаю не наставят, богаты-те - без сладости много ли выпьешь! Кстовский р-н, Таисия Николаева, 1909 г. р., Анна Фёдорова, 1911 г. р., спасовское согл., "большой начал". Запись 04.08.1995 Савельевой О. А., Точилиной Л. Н. 77. Собирательница: А почему вы чай не пьете? Информантка: А он табаком пахнет, в него, бают, табак подмешивают. Ардатовский р-н, Прасковья Иванова, ок. 1912 г. р., спасовское согл., "большой начал". Запись 13.07. 1992 Савельевой О. А., Точилиной Л. Н. 78. Мой-от прадедушко самовар называл "змеИшком". А знаешь, почему? А потому, что шипит. Бывало-т, скажет маме: "Вон, змеишко кипит, иди чаю попей, я зыбку-ту покачаю". [Ни прадед, ни дед информантки чаю не пили. Когда мать информантки ссорилась со своей свекровью, то примирения непременно включали ритуал чаепития.] Кстовский р-н, Анна Фёдорова, 1911 г. р., спасовское согл., "большой начал". Запись 04.08.1995 Савельевой О. А., Точилиной Л. Н. http://irisk.vvnb.ru/Etika.htm

DimitriyW: Да, небезынтересно!

cocpucm: А всё же интересно, чем греховен чай, если он чистый (я подмешивание табака сразу уловлю), пьется без ничего и при приготовлении самовар не используется Сергiе, то, что Вы разместили, больше на ничем неоправданные предразсудки смахивает

Алексей: Я мню, что чай не греховнее картошки (которую почти все староверы едят) и водки (котору, увы, кое-кто из староверов, иногда попивает). Посему я лично чай пью.

Ardalyon: cocpucm пишет: А всё же интересно, чем греховен чай, если он чистый чай не пьют не только староверы, но и, например, мармоны и др. протестатнсикие и околопротестантские деноминации. Мотивация у них - содержит кофеин - сиречь возбуждающее, наркотик. Так что вот вам и грех...ежели искали

cocpucm: Ardalyon пишет: Мотивация у них - содержит кофеин - сиречь возбуждающее, наркотик. Как большой любитель хорошего зеленого чая не очень-то согласен. Лично меня в отличие от кофе чай практически не бодрит, по крайней мере, его действие иное. Что же касается "наркотика" (я не большой спец по органической химии, но кажется, в чае не кофеин, а весьма близкое вещество), то сильно сумневаюсь, что кофеин бОльший наркотик, нежели этиловый спирт, содержащийся в вине.

Ardalyon: cocpucm пишет: Как большой любитель хорошего зеленого чая не очень-то согласен. соглашаться или нет - это Ваше право, тем более, что я и сам чай пью. но у тех, кто не пьет мотивация именно такая, а кофеину в чае много, вне заваисимости от наших с Вами ощущений ;)

Грамматикъ: Ardalyon пишет: в чае не кофеин, а весьма близкое вещество вроде бы танин называется

древлевер: К.А.А. пишет: Мало ли какие традиции были. иер. Сергий пишет: Добро пожаловать в новый прерасный мир, где нет никаких традиций.

иер. Сергий: Брат Карамазов пишет: Да что Вы говорите? Вот у меня есть родственник. Старец уже преклонный, страстей - никаких, много лет как постник, физ. работы не выполняет, но не помоется неделю - (pardon) смердит. Да масса примеров. Попахали бы Вы, батюшка, где-нибудь на стройке часов 10 в сутки, да утром и вечером со скотиной поуправлялись бы, и при всём при этом с месяцок не помылись. Выходит что профессия шахтёра скареднее жёлтого журналюги (например). Бывает, что и пахнет. Я про всех не знаю. у старых людей бывает. Насечет страстей вы знать не можете. Они в душе гнездятся. Мне расказывали ветхие старики о своих видениях и помыслах. Насчет работы. Я ведь не от балды писал. Сам проработал несколько лет на стройке, и теперь строю непереставая уже 9 лет. Живу в деревне. Выходных нет. Молитва, стройка, огород. Поверьте потею и пачкаюсь всем чем можно. Тольки руки немного темные, въедается "грязь". А все остальное нормальное, и удивительно, не пахнет ничем страшным. Я знаю подвижнника и подвижницу (это не я и не матушка), которые не моются много=много лет... и совершенно ничем ни пахнет. Наш инок Георгий (в соседней деревне)впахивает, вам и не снилось как, и молится по много часов, и совершенно свеж, и выглядит лучше всяких пижонов надушенных и причесанных. Да, христианин шахтер благоухает, а журналюга воняет, потому моется каждый день и обильна поливается всякой фигней из пузырьков.

Системотехник: древлевер пишет: Добро пожаловать в новый прерасный мир, где нет никаких традиций. Пошло-поехало! А Вы, уважаемый, может, на автомобилях не ездите и на поездах? Все больше на лошадках? И про компутеры с интернехтами слыхом не слыхивали?! И електричества не возжигаете, все больше при свещах?!! Все ваши "традиции"- пустые слова, обертка модная. Езжайте тогда на Енисей, а не в интернете сарказм свой выражайте. Простите Христа ради.

р.Б. Илия: Системотехник пишет: Все ваши "традиции"- пустые слова, А ваши? Полные? Христиане всегда пользовалтсь всеми техническими средствами. Традиция не в том, что бы писать на глиняной табличке, отвергая "компутер". Речь идет о традиции духовной жизни о быте. Для этого надо не на Енисей ехать, а жить и учиться у тех кто еще остался из подлинных христиан. Увы, таких уже совсем мало. Есть они и на Енисее, есть в Москве и в других местах. Узнайте о них и не теряйте времени.

Системотехник: иер. Сергий пишет: Я знаю подвижнника и подвижницу (это не я и не матушка), которые не моются много=много лет... и совершенно ничем ни пахнет. Ну , это феномен! Продукты жизнедеятельности выделяются через различные большие и малые отверстия на теле человека, разлагаются и пахнут. Любое животное чистится тем или иным способом. И как можно, к примеру, браться за богослужебную книгу руками, которыми до етого ,простите , задницу вытирали(при помощи бумажки естественно)? Или ето у вас тоже не принято?

Системотехник: р.Б. Илия пишет: о традиции духовной жизни о быте. Какой? Чай не пить, помидоры не есть?р.Б. Илия пишет: Христиане всегда пользовалтсь всеми техническими средствами. Сами себе противоречите.р.Б. Илия пишет: учиться у тех кто еще остался из подлинных христиан. "Подлинность" кто определяет? Вы?Системотехник пишет: А ваши? Полные? Резкость на резкость- это ,видимо, часть "духовной жизни" "подлинных христиан"...

миня: Системотехник пишет: "Подлинность" кто определяет? Вы? А, ну конечно вы, с Консерватором и Философом Георгием. Какжешь иначе...

р.Б. Илия: миня пишет: Сами себе противоречите. Истина антиномична, впрочем, где противоречие. Системотехник пишет: Какой? Чай не пить, помидоры не есть? Я этого нигде не говорил. Ем и пью. Системотехник пишет: "Подлинность" кто определяет? Вы? Живут по Писанию как в древлих книгах, и научены от старинных людей. Системотехник пишет: Резкость на резкость А в чем резкость. Вам что нежности нехватает. Нормальный разговор. Я нас на Вас не обижаюсь.

Системотехник: миня пишет: А, ну конечно вы, с Консерватором и Философом Георгием. Какжешь иначе... И здесь успел, ай молодца!

Системотехник: р.Б. Илия пишет: Живут по Писанию как в древлих книгах, и научены от старинных людей. А поконкретнее можно?

Anchorite: Кстати, насколько у староверов распространено ядение/неядение картофеля? И что тогда пьют вместо чая?

чебурасика: Anchorite пишет: пьют вместо чая кокакокаколу

р.Б. Илия: Системотехник пишет: А поконкретнее можно? Прииди и виждь!

р.Б. Илия: Anchorite пишет: Кстати, насколько у староверов распространено ядение/неядение картофеля? И что тогда пьют вместо чая? Ни насколько, и этот вопрос абсолютно не интересный ни в каком смысле разве фольклорного.

Системотехник: р.Б. Илия пишет: Прииди и виждь! Куды иттить-то?

САП: Anchorite пишет: насколько у староверов распространено ядение/неядение картофеля? И что тогда пьют вместо чая? Сейчас почти все картофель едят. Может какие спасовские бабки еще и гнушаются картофелем, но это редкость. Вместо чая пьют цветочные чаи. Но это тоже мало кто сейчас соблюдает.

САП: cocpucm пишет: Сергiе, то, что Вы разместили, больше на ничем неоправданные предразсудки смахивает Это фольклерный материал собранный в экспедициях. http://irisk.vvnb.ru/Folklor.htm



полная версия страницы