Форум » » Новообрядчество в Старообрядчестве » Ответить

Новообрядчество в Старообрядчестве

о.Василий В.: Предлагаю в этой теме писать о новых чинах, богослужебных обычаях, обрядах и книжной справе, которые возможно появились у старообрядцев разных упований после Раскола Русской Православной Церкви.

Ответов - 245, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

Aleko: Из Синтагмы Властаря: "Никто тайно да не венчается, но в присутствии многих (свидетелей); а отважившийся на сие да вразумляется наказанием; очевидно, и священник, как вдающий самого себя в нелепости, подвергается достойному наказанию, по постановлению церковных правил." Т.е. если даже венчал священник, но без свидетелей и вне Церкви то такой брак не законен, таким образом не слова священника делают брак законным.

Aleko: И еще от туда же: "51-е правило святых Апостол говорит: епископ, или пресвитер, или иной из клира не ради подвига и воздержания, но по причине гнушения удаляющийся от брака, и мяса, и вина, "забыв, что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их и что вся добра зело, и таким образом хуля клевещет на создание" Божие, или да исправится, или до будет извержен и удален от Церкви, как противящийся сим правым догматам; если же и мирянин будет так мыслить, должен быть отлучен от Церкви. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла, но вредно злоупотребление сим; а если бы это было причиною зла, то не было бы создано Богом, таким образом клевещущий на творения Божии простирает хулу на Сотворившего. 1-е правило Гангрского собора предает анафеме того, кто законный брак почитает нечистым и гнушается состоящей в супружестве с мужем честной и целомудренной женой по причине ее совокупления с супругом, как не могущею по сему получить Небесного Царства. Ибо Апостол говорит: честна женитва и ложе не скверно (Евр. 13, 4), и опять: в последние времена отступят нецыи от веры, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение (1 Тим. 4, 1-3)." Действительно вызывают уважение те федосеевцы, которые опасаются безсвященнословных браков и пребывают в девстве и целомудрии, но к сожалению в наше время подавляющее большинство из них живут с гражданской регистрацией, с женами, с сожительницами, с хозяйками, как ни назови. При этом приживают детей, со временем приносят покаяние, становятся наставниками или начетчиками и начинают поучать о беззаконности брачного жития. - и это уже давно не исключение, а стало системой. В то время как Староверческая поморская Церковь желая оградить своих чад от блудного сожития взяла на себя возможность признания и совершения безсвященных браков опираясь на опыт древней Церкви.

САП: Aleko пишет: И опять в 50-м (правиле) говорит: на троебрачие нет закона, т.е. церковного. На таковые дела взираем, как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшее, нежели распутное любодеяние. Ибо мы не осуждаем сего дела настолько, чтобы расторгать (брак), но, по "тому единения", о котором сейчас будет сказано, и по его разграничению и определению, приемлем таковые (браки). Аристин. Гражданский закон признает третий брак, и детей, родившихся от него, почитает законными и призывает к наследству, а (церковными) правилами третий брак не принимается, но они смотрят на него, как на нечистоту в церкви. А поелику лучше распутного любодеяния, то есть свободного, то не подвергается всенародному осуждению, то есть троеженец не ставится вместе с плачущими и не подвергается всенародному позору, как осужденный; а иначе несет епитимию в течение пяти лет, именно: два или три года удостаиваясь слушания божественных писаний, стоя в царских дверях, другие два – стоя вместе с верными и участвуя вместе с ними в молитвах и таким образом возвращаясь в места причащающихся божественных Таин. Если третий брак вменяется в блуд за который пятилетняя епитимия, то епитимия предполfгает, исправление, т.е. отвержение греха, или выходит несуразность, ты согрешил, живешь в грехе, отпостил грех, но его не оставил, и все в порядке? Для священного брака нужно несколько условий, в числе которых: и благословение священник, и согласие родителей, и согласие брачующихся, и наличие свидетелей, если, чего-то из этого нет, то брак не священен. Так?


Aleko: САП пишет: Так? Нет, не так. в общем конечно же верно, но в Церковной практике были случаи, когда христиане жили семьями в отсутствии священников гонения ради довольно продолжительное время и при этом составляли новые семьи, в частности в Поморье еще до раскола священники были большой редкостью, но и браки совершались и дети крестились.

Игорь Кузьмин: Aleko пишет: А многие правила, в том числе и Властаря говорят о другом. Синтагма Властаря: Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора. А что бывает помимо сего, считается недействительным. Римляне составляют между собою законные супружества, когда исполнят все обнародованное законами относительно браков. А требуется, чтобы... Здесь, у Властаря, нет никакого противоречия другим правилам. Он приводит определение брака по римскому закону. Посему и разместил его в соответственном месте. А для римского закона того времени, писанный брачный договор (обручение), с выполненными законными условиями необходимо должен быть закончиться и венчанием. И сравнивается с венчанием, при разрешении судебных вопросов римского закона, не согласием супругов и др. законных требований, но обычными молитвами при обручении тогда совершаемыми. А вот если сих обычных молитв при сем записанном договоре (обручении) не было вовсе, то и брак по римскому законодательству вменялся ни во что. Посему и приводимые ниже Матфеем лишь необходимые требуемые условия для заключения законного (по римскому закону) брака, но недостаточные. Достаточность достигается совершением обычных священнических молитв, когда все остальные условия римского закона исполнены. Для Матфея же сея церковная тайна брака не может состоятся кроме священных молитв. «Не бо совокупление, но молитвенное служение творит обручение, яко же браку вменятися» [Матфей прав. состав Г. глава 15.]. «Некий человек утверди обручением супружество, еже имеяше заводити с некоею женою: умре же прежде даже венчан бысть, и прежде даже не снитися има, достоит брату его оную жену пояти? Ответ святаго патриарха Антиохийскаго Валсамона: Доброе несть добро, аще не добре составлено будет, аще убо обручение составися по чину его же состави заповедь светлейшаго царя господина Алексия Комнина со обычными си есть святыми молитвами: имеющей жене 12 лет мужу же 14 исполнь, не может пояти ю в супружницу брат его: сице бо совершенно обручение есть, во всем равно венчанию, и совершенному супружеству. аще же сотворено есть инако, си есть, по обычаю иже ныне содержат по всем странам полунощным и восточным, яко слышим, си есть, кроме молитв, не сущу мужу, может убо тогда спрящися законно брат его с нею» [Кормчая, глава 51, лист 551 обор.].

SERG: А как спасовцы относяться к браку, так же как и федосеевцы? т.е. законный брак заключять сейчас невоможно?

САП: SERG пишет: А как спасовцы относяться к браку, так же как и федосеевцы? т.е. законный брак заключять сейчас невоможно? Разные есть спасовцы, приемлющие и не приемлющие брак. Большеночальные от поморцев научились, так они приемлют брак, а вот глухая нетовщина нет: Павел Прусский (уроженец Сызрани) также писал: «Глухая нетовщина во многих обретается губерниях, а наиболее в Казанской, Симбирской, Самарской и Саратовской: здесь находится ее корень». Он отмечает, что нетовщина превосходит другие безпоповские согласия наружной строгостью жизни. Требуется воздержание, запрещается употребление в пищу продуктов, приготовленных на «дрождях» и с хмелем, картофеля, запрещается носить пеструю, яркую одежду. Он указывает на отличия глухой нетовщины от других безпоповских согласий: не перекрещивают переходящих от господствующей церкви, не совершают исповеди, не совершают вечерни, утрени, часов молебнов, вместо этого читают Псалтырь с молитвами и канонами, да кладут поклоны по лестовке. Поскольку общественного богослужения у малоначальных спасовцев не было, они молились по домам (по кельям – отсюда еще одно местное название – келейники). Павел Прусский отмечал, что нетовцы любят называть себя также «по Спасовой милости». Епархиальные миссионеры полагали, что глухая нетовщина менее опасна, чем иные староверческие согласия и толки, т.к. среди малоначальных спасовцев можно встретить только стариков и старух. Павел Прусский так объяснял отсутствие лиц молодого и среднего возраста среди нетовцев: «Молодых людей Нетовцы не принимают в свое согласие: «погоди, говорят, ты еще не вынесешь, в мир уйдешь», т.е. в церковь венчаться. Не принимают и женатых, пока у них рождаются дети, а имеют их в числе оглашенных».

Jora: САП цитирует: нетовцы любят называть себя также «по Спасовой милости». Ты ж, брат, вроде не нетовец? 6-))) Автоподпсиь разумею...

И.В.С.: САП пишет: а (церковными) правилами третий брак не принимается, но они смотрят на него, как на нечистоту в церкви. В том-то и дело, что Церковь предпочитала даже нечистый (по отношению к законному однобрачию) брак блудному сожитию, и признавала его (допускала в число верных состоящих в нем). А у федосеевцев фактически получилось наоборот - блуд предпочитается браку, даже первому и о Господе (между верными с предварительной епитимией и объявлением о браке).

Максим Валерьевич: Aleko пишет: Нет, не так. в общем конечно же верно, но в Церковной практике были случаи, когда христиане жили семьями в отсутствии священников гонения ради довольно продолжительное время и при этом составляли новые семьи, в частности в Поморье еще до раскола священники были большой редкостью, но и браки совершались и дети крестились. [выделенно мной - М.В.] Я что-то в толк не возьму, уважаемый Алексей Александрович, Вы действительно просто не замечаете парадоксальности высказанного Вами? Безпоповщинская брачная практика чем все-таки определяется: гонениями и иссякновением священства или все-таки стандартами дораскольного быта в Поморье, отчасти не вполне нормального, но в целом не обременительного и вполне приемлемого с поморской точки зрения?

САП: И.В.С. пишет: В том-то и дело, что Церковь предпочитала даже нечистый (по отношению к законному однобрачию) брак блудному сожитию, и признавала его (допускала в число верных состоящих в нем). Церковь признавала, что лучше уж с третей женой живет, чем блудит на право и на лево, но законным сие сожительство не признавалось, за, что и возлагалась пятилетняя епитимия, которая должна была исправить кающегося. Но если человек пребывал в этом состоянии, и не исправлялся, то епитимия - врачевание бесполезно. Церковь не смела освящать сие беззаконие. Jora пишет: Ты ж, брат, вроде не нетовец? Я брате пребываю в вынужденном, безсвященническом положении, и посему уповаю на Спасову милость. Что мне остается еще? Вне Таинств Церковных и законного священства...

И.В.С.: САП пишет: Церковь признавала, что лучше уж с третей женой живет, чем блудит на право и на лево, но законным сие сожительство не признавалось, за, что и возлагалась пятилетняя епитимия, которая должна была исправить кающегося. Но если человек пребывал в этом состоянии, и не исправлялся, то епитимия - врачевание бесполезно. Церковь не смела освящать сие беззаконие. Извините, но второй брак тоже был под епитимией Aleko пишет: А божественные отцы, знающие восстание плотского мудрования, полагали, что не следует запрещать вступать во второй брак и мужам, которые хотят; впрочем, не без епитимий дозволили. Ибо 1-е правило собора Лаодикийского говорит: законно соединившиеся вторым браком по прошествии немногого времени и по упражнении в молитвах и посте, по снисхождению должны быть приняты в общение, "если же прежде законного брака соединились тайным совокуплением, то должны нести епитимию, как соблудившие" [Добавление, которого нет в подлиннике, взято из толков. Вальсамона на то же правило.]. А Великий Василий в 4-м правиле говорит: одни на один год, а другие на два исключают второбрачного из священного общения.

САП: И.В.С. пишет: но второй брак тоже был под епитимией Нет. Где в правиле про епитимию? Тут речь не о наказании, а о приготовлении к второбрачию, страстных и не могущих жить в воздержании (перед причастием тоже постились и молились, но это не считается епитимией): законно соединившиеся вторым браком по прошествии немногого времени и по упражнении в молитвах и посте, по снисхождению должны быть приняты в общение Т.е. над ними священником произносилось известные молитвословия. А вот в случае блуда (т.е. совокупились прежде священнических молитвословий над сочетающимися), воскладывалась епитимия: если же прежде законного брака соединились тайным совокуплением, то должны нести епитимию, как соблудившие

И.В.С.: Кстати, современное федосеевское учение о естественном браке и признание живущих семейно членами Церкви (в учении о браке на старопоморе) по сути уже скрытое "брачничество".

САП: И.В.С. пишет: признание живущих семейно членами Церкви Их же держат за блудников, потому и не допускают до совместной молитвы?

И.В.С.: если же прежде законного брака соединились тайным совокуплением, то должны нести епитимию, как соблудившие Вы неправильно понимаете - здесь епитимия увеличивается сообразно бОльшему греху - по Вас.Вел. епитимия блудникам - 5 лет., а второбрачникам одни на один год, а другие на два исключают второбрачного из священного общения

САП: И.В.С. пишет: Вы неправильно понимаете А Вы так понимаете, что человек согрешил, понес епитимью, но продолжает жит в нечистоте, т.е. не исправился, а его допускают до Причастия? И.В.С. пишет: здесь епитимия увеличивается сообразно бОльшему греху Кстати и епитимию возлагал и разрешал епископ/священник, он мог при искреннем раскаянии и сократить ее, а в случае нераскаянности увеличить. Потому как епитимия не месть за грех, но лекарство для врачевания страстной души.

И.В.С.: САП пишет: Их же держат за блудников, потому и не допускают до совместной молитвы? Да вы почитайте лучше первоисточник, там призывается жить в естественном браке благочестиво, а некрологи в Месяцеслове - такая-то родилась и воспитывалась в строгой христианской семье, про блудное сожитие речи нет. С заглавной статьи старопомора: "По неимению православного священства мы христиане-старопоморы не отрекаемся от истинного брака, а христиан, вступивших в сожитие без священнического венчания и не почитающих свое сожитие за законное, мы не считаем неверными, а относим к истинным христианам. Требуемый законом брак христиане должны соблюдать во всяческой чистоте и благочинии...Живущие природным браком христиане не должны с неверными иметь сообщения в пищи и питии, в молитве и внешних обычаях. Детей повелеваем воспитывать в страхе Божием."

САП: И.В.С. пишет: а христиан, вступивших в сожитие без священнического венчания и не почитающих свое сожитие за законное, мы не считаем неверными, а относим к истинным христианам. Ну, да, тут и молящиеся и немолящиеся относятся к этому браку как к блуду, а не как к законному браку, но ради минимизации зла причиняемым блудом, ограничивают колличество связей одной женой, хоть и не законной по християнскому закону.

И.В.С.: САП пишет: А Вы так понимаете, что человек согрешил, понес епитимью, но продолжает жит в нечистоте, т.е. не исправился, а его допускают до Причастия? Это не я понимаю, это Церковь установила в отношении браков по снисхождению, да не горшее что будет.



полная версия страницы