Форум » » Дискретность благодати » Ответить

Дискретность благодати

Д.К.: Периодичность причастия Тела и Крови Господней говорит о том, что благодать, приобретаемая християнином в таинстве Евхаристии приходяща и уходяща. Это вступает в пртиворечие с утверждением Христа о том, что "Царствие Божие внутри вас есть" так как нет ничего постояннее, чем Царство Бога. Либо мы неправильно понимаем Царствие Небесное и Оно является отчасти материальным. Есть мнения по данному вопросу?

Ответов - 181, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

миня: Д.К. пишет: Почему принявший в себя Царстствие Небесное (вполне лигитимный святоотеческим способом) должен молиться вовне? 1) Молитвы "во вне" просто не существует. Есть разновидноть прелести, когда человек молится себе; может, не всегда сознательно, но он готов "причастить" своей природе, через эмоционально-психическое воздействие, окружающих. Что из этого получается, говорить не станем. 2)Молитвой называется то движение в человеке, которое обращено только к Богу. Бывает конечно Пульса Минура, проклятия, но об этом также говорить не станем. Итак - назначение молитвы обращать человеческое естество к Творцу, с целью регулярного участия ума в Богообщении и памятовании о Небесном отечестве. Принявшим в себя Царство небесное человек может оказаться тогда, когда ему это не открыто. Апостол говорил о живущем в нем Христе для проповеди и наставления своим примером. Ни один из христиан, будучи в здравом духовном рассудке, не дерзал уподоблять свое обожение той благодати, которую имели апостолы. Тем более, нету никаких причин в наше время на такую дерзость, не столько по отношению к прочим живущим, сколько по отношению к благодати, для которой и так не мало преград в анчихристово время.

Д.К.: Ну хорошо. Афонские монахи (заметьте - не подвижники, а просто монки) учили созерцать Нетварный Свет внутри человека, что и есть Царствие Небесное и оставляли молитву "вовне". Это описано в триаде священнобезмолвствующим свт.Григорием. Данный подход признан древлей Церковью вполне православным.

миня: Д.К. пишет: учили созерцать Нетварный Свет внутри человека, что и есть Царствие Небесное и оставляли молитву "вовне" А как же исихазм? Зрение Нетварного Света и есть растворение ума в молитве, то есть состояние, когда молитва освещает сознание и делает его слабовосприимчивым к внешним воздействиям, а тем более, соблазнам. Человек в состоянии Света делается мертвым для греха. Конечно, это пребывание временно, пока человек жив, но оно есть отсвет того благословенного состояния, в котором прибывают души спасшихся в Свете незаходимом. Едва ли Св. Григорий ставил знак равенства между зрением Нетварного Света и ощущением пришедшего Царства.


Д.К.: миня пишет: Едва ли Св. Григорий ставил знак равенства между зрением Нетварного Света и ощущением пришедшего Царства. Если Нетварный Свет есть Бог, то разве это и не есть Царство Божие внутри нас?

миня: Д.К. пишет: Если Нетварный Свет есть Бог А разве Нетварный свет Св. Григорий именует Богом? И Христос не говорил, что Бог в вас де вселится и устроит Царство Света. Речь идет о благодатном воздействии на человеческое сознание, но не более того. Исходя из того, что благодать есть Божественная энергия, а исихазм - инструмент к очищению духовных очей, Божественный Свет делается доступным для умного созерцания, в награду от Бога, что не изменяет природу человека, которая неспособна изначально обладать Божественными функциями. Как лучи солнца не являются самим светилом, но исходят от него, так и Нетварный Свет, иходящий от Бога не есть сам Бог, но его действие.

Д.К.: миня пишет: А разве Нетварный свет Св. Григорий именует Богом? Да! Абзац 26 "все-таки зрелище, открывшееся апостолам на Фаворе, не было символическим светом, который возникает и исчезает: ведь этот свет несет в себе достоинство будущего второго пришествия Христа и именно он будет непрестанно озарять достойных в бесконечные веки, как говорит божественный Дионисий [72]. Потому Василий Великий и назвал его предвосхищением второго пришествия , а Господь называет его в Евангелиях Царством Божиим http://antology.rchgi.spb.ru/Palama_grigory/tr1_3_text.html

Д.К.: Главка 21 Григорий Богослов и Иоанн златой устами и Василий Великий ясно именуют его (Фаворский Свет) Божеством. «Божество, явившееся на горе ученикам, есть свет»; http://www.orthlib.ru/Palamas/tr2_3.html

миня: Д.К. пишет: «Божество, явившееся на горе ученикам, есть свет»; Так ведь Божество явилось на горе, а свет исходил от Божества, но Христос не терял своих метафизических качеств, излучая свет. Христос свет миру, это известно. Д.К. пишет: "все-таки зрелище, открывшееся апостолам на Фаворе, не было символическим светом, который возникает и исчезает: ведь этот свет несет в себе достоинство будущего второго пришествия Христа и именно он будет непрестанно озарять достойных в бесконечные веки, как говорит божественный Дионисий [72]. Потому Василий Великий и назвал его предвосхищением второго пришествия , а Господь называет его в Евангелиях Царством Божиим Я выделил ключевое словосочетание в цитате, для понимания Сути зрения Света еще при жизни человеком. Присутствует в цитате будущее время, т.е. не сейчас, а при втором пришествии душа верного будет соединена со Светом. Человек и Свет в земной жизни получают свидание, но не более того. Свет подается именно не как сопровождающая по жизни человека субстанция, а как некий задаток той благодати, которая прибывает в Царствии вечно. Отсюда имеет смысл вспомнить отправной момент дискуссии - вопрос о том, что такое Царство Божие прежде смерти. Вот в этой цитате мы и видим, что 1)Оно подается за достоинства 2)Не всегда сопровождает человека до момента перехода в вечность 3)Является в виде упомянутого Света. Из всего этого можно отметить следующее: 1) Царство-Свет не даются человеку просто так 2) Не присутствуют с ним постоянно 3) Не являются частью его природы 4) Превосходят рацио и не терпят отсутсвия усилий для своего обнаружения.

Д.К.: Давайте вернемся к этой цитате: Василий Великий и назвал его предвосхищением второго пришествия , а Господь называет его в Евангелиях Царством Божиим А вот ваше утверждение: миня пишет: Едва ли Св. Григорий ставил знак равенства между зрением Нетварного Света и ощущением пришедшего Царства. Как быть?

миня: Д.К. пишет: Как быть? Нужно сосредоточитсья на том, в каком смысловом контексте упоминается Царство -Свет. Пришедшее - значит постоянное. А Нетварный Свет, который видят достойные, не постоянен в здешнем мире, потому что духовные очи осязающих сей Свет, не всегда бывают к этому способны. Вспомним Апостолов и Христа. Они же не всегда могли видеть Свет Его славы. И Св. Василий говорит именно о предвосхищении достойными грядущего бытия, временным явлением им Света, благой вести о постоянном Царстве, а не установлении этого Света-Царства на земле, на территории души человека, пускай даже очень чистого. Есть же разница между постоянством и временностью

Д.К.: Почему Фаворский свет называется нетварным? Нетварен только Бог.

миня: Д.К. пишет: Почему Фаворский свет называется нетварным? Нетварен только Бог. Ну Христос же не сотворен. Соостветственно, тот Свет, который исходил от Христа и стал доступен Апостолам, при преображении, есть нетварный.

Д.К.: Т.е. от Христа исходило то, что Он не сотворил?

миня: Исходя из вышесказанного, а также из этого примера следует - что Христос "показал славу ученики своя якоже можаху", тоесть будучи Сам нетварным, продемонстрировал из педагогических соображений Апостолам Свет, как энергию воздействия на их органы чувства, источником которой был только Он, Богочеловек. Вспомним также другой пример энергетического воздействия, "Я чувствовал силу, изшедшую от Меня". Вообще Сын Божий в Евангелии действует на человеческий род согласно духовному устроению каждого. Одному брение, другому словом поможет, на третьего руки возложит, на четвертого - Светом даст понять, что ожидает его если все будет у него по Божественному. В итоге мы получаем проявления Божественной любви через разные формы духовной терапии падшему человечеству. Свет - одна из таких форм.

Д.К.: Троичный тропарь Исидора паламиста: "Божеством Твою энергию именуем, кольми же паче Твою природу, те бо вместе Тебе принадлежат; Тебя Троицу поем яко единое нетварное Божество" Что скажете?

миня: Д.К. пишет: Тебя Троицу поем яко единое нетварное Божество Троица это Отец, Сын, Св. Дух. Д.К. пишет: Божеством Твою энергию именуем, кольми же паче Твою природу Нетварный Свет есть нетварная Божествнная энергия. А природа Божества и энергия в цитате упоминаются не слитно.

гость2: миня пишет: будучи Сам нетварным, продемонстрировал из педагогических соображений Апостолам Свет Варлаамизм это. Вы, миня, коли взялись излагать доктрину, то будьте последовательны. Божественная энергия неотделима от Божественной сущности. Тут вилять нельзя. Вот, Вас и спрашивают: если я, отдельно взятый Д.К., действительно являююсь седалищем Божественной энергии, чего ж мне боле? В частности - зачем мне ходить к причастию? Вам, миня, нужно выбирать: либо Вы отрицаете за оным Д.К. оный статус (седалища), либо - будете вынуждены согласиться на все его претензии: что он сам себе и причастие, и поп, и Церковь.

гость2: Юберменш, хотелось бы узнать: Ваш никнейм к творчеству С.Жарикова отношения не имеет?

Д.К.: гость2 пишет: Ваш никнейм к творчеству С.Жарикова отношения не имеет? Сережа сам не раз меня об этом спрашивал. Увы! Д.К. - это не дом культуры, Д.К. - это дурка на колесах.

р.Б. Илия: Д.К. пишет: дурка на колесах. Тогда уж надо так: ДНК.



полная версия страницы