Форум » » Величайший богослов Илларион Ксенос? » Ответить

Величайший богослов Илларион Ксенос?

Алексей: В последнее время все чаще в поповской среде слышу восхваления небезызвестного автора Окружного послания Илариона Кабанова. Его называют "величайшим богословом", гением и т.д. Из всего прочитанного мною о нем, включая его собственную переписку, уменя складывается впечатление, что это, мягко говоря, преувеличение. Он явно предвосхитил некий поворот в старообрядческой мысли, и этот поворот кажется мне крайне опасным. Я не хотел бы, чтобы здесь ругали ОП - о нем и так уже много говорено. Какие у вас будут мнения, братия? Опять же - прошу писать, если есть, что сказать по существу, а не о том, что он - белокриницкий и оттого нехороший.

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Ksenos: Алексей, вы бы в названии написали Илларион Ксенос, а то подумают по началу еще

Алексей: не могу исправить уже. вопрос к модератору - ?

Виктор Боченков: Пока не изданы все произведения Ксеноса с должным научным сопровождением (в отличие об собрания сочинений Ф.Е. Мельникова, где даже нет и попытки научного комментирования) объективного ответа на вопрос, поставленный Алексеем, мы не получим. И говорить об этом - понапрасну тратить время. Алексей пишет: "Из всего прочитанного мною о нем, включая его собственную переписку, уменя складывается впечатление..." А как же сочинения Ксеноса? "О нем" - это главным образом воспоминания никониан, бывших старообрядцев. А переписка - это ведь не богословские труды, не апологетика. И переписка-то сохранилась в основном - к бывшим старообрядцам, перешедшим в единоверие, и опубликованная Субботиным... Лучше всего за ксеноса скажут его труды. Окружное послание среди них - далеко не самый важный источник в силу своего декларативного характера. Его нельзя изучать без "Омышления..." и других сочинений. Только цельно, и только в контексте того времени. Кстати, вот какую оценку Ксеносу давал Ф.Е. Мельников: "Мертвии сраму не имут, говорит мудрое изречение, и они не имеют возможности самолично изобличить своих клеветников. Но за них всегда могут сказать их сочинения, в которых ясно изображены их мысли и совесть, их думы и чувства. После Ксеноса осталось много его писаний, разного рода письма, послания, возражения и целые сочинения. Пусть обличители его найдут в них, этих верных и честных свидетельствах, подтверждение своим обвинениям. Нет, они почему-то не обращаются сюда, а прячутся за каких-то Кожевниковых (автор воспоминаний о Ксеносе. - В.Б.), Субботиных и проч., прославившихся своим лжесвидетельством и враждой против старообрядчества. Если бы не стесняли нас размеры статьи, мы могли бы привести многочисленные выдержки из сочинений Илариона Георгиевича, чтобы показать, какая это была высоконравственная, честная, глубоко и искренно верующая душа кристальной чистоты. Но достаточно указать на самое окружное послание, чтоб видеть беззастенчивость лжи, которой хотят загрязнить его славное имя" и т.д. Это - из журнала "Старообрядческий вестник" (1907. - №1. - С.16. Статья называется "Клеветники". Подпись - Федор Шелаев. Именно так, с "е", Шелаев). Что ж. Федор Евфимыч кое-что в старообрядчестве понимал... А вообще, вот еще чем хочется поделиться. Наверное, я буду груб и резок, но... Как-то раз посмотрел израильский фильм "Кедма" (об истории возникновения Израиля как государства). Имя режиссера не помню, то это неважно в данном случае. И запомнился мне один эпизод. Идет еврей и ругается: "Вся история еврейства написана гоями!" и т.д. Там длинный монолог. Мы, старообрядцы, как этот еврей, у нас вся история написана либо никонианами, либо субботиными и павлами прусскими, либо учеными, в лучшем случае испытывающими искреннюю симпатию к старообрядчеству. Но не нами самими, если не считать известной книги того же Мельникова. Да и та - без научного комментария, без правочного аппарата... А ведь мы можем заниматься собственной историей, если захотим. Надо что-то делать. Создавать центр изучения истории старообрядчества (отсекая разную этнографию). Центр, который без финансирования и своего печатного органа действовать не будет. Есть ли еще какие-либо предложения?


Алексей: Виктор Боченков пишет: Создавать центр изучения истории старообрядчества (отсекая разную этнографию). ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ. Виктор, это давно назрело. Мои сомнения оттого, что я (позор мне!) в основном читал о нем именно никонианские восторги - что-де такой прекрасный и "наш почти"... Потом филалифисы эти... Каюсь.

А.Езеров.: Алексей пишет: он - белокриницкий Белокриницким он стал лишь только едва ль не на пороге смерти. причастившись Св.Таин от нашего еп.(не помню имени, кажется Сильверста, если что, Виктор Боченков поправит), а происходил из дьяконовцев, к коим и оставался всегда близок.

Феликс: А зачем обсуждать того Ксеноса, Церковь от его послания отмежевалась. Однако, как и все библейские типы, Ксенос - вечен (Агасфер), нынешняя его реинкарнация - Александр Дурасов. Можно даже лично побеседовать...

А.Езеров.: Феликс пишет: Александр Дурасов Им. ввиду о.Симеон (Сергий Дурасов) или ин?

Феликс: Точно, именно этот субъект.

Алексей: Феликс пишет: зачем обсуждать того Ксеноса? ну, мы ж ето... историки навроде того Церковь от его послания отмежевалась прошу прощения... кажется, Церковь отмежевалась от ОП, точнее предала его забвению. Но Ксенос умер чадом нашей Церкви. Да и деятельность его не сводилась к одному лишь ОП... А.Езеров. пишет: происходил из дьяконовцев А вот тут как раз и загвоздка. Нет таких сведений, вроде. Не было он дьяконовцем. И вообще, сдается мне, не все тут так просто. Никоновская пропагада поработала хорошо. Надо бы его биографию выяснить.

Aleko: Алексей пишет: А вот тут как раз и загвоздка. Нет таких сведений, вроде. Не было он дьяконовцем. И вообще, сдается мне, не все тут так просто. Об этом есть свидетельство у Мельникова-Печорского, но насколько оно достоверно это уже другой вопрос. Однако написанное им ОП - вполне в дьяконовском духе, и которое среди прочего было призвано привлечь дьяконовцев в Белокриницкое согласие.

Феликс: Алексей пишет: кажется, Церковь отмежевалась от ОП, точнее предала его забвению. Но Ксенос умер чадом нашей Церкви. Да и деятельность его не сводилась к одному лишь ОП Все верно, но что это меняет? в истории он остался как автор "Окружного послания", обычно историки это имеют в виду, вспоминая Ксеноса, а частная жизнь у него, конечно, была...

о.Андрей: Алексей пишет: А вот тут как раз и загвоздка. Нет таких сведений, вроде. Не было он дьяконовцем. И вообще, сдается мне, не все тут так просто. Никоновская пропагада поработала хорошо. Надо бы его биографию выяснить. В "Церкви", навскидку не помню где, есть статья "Дело о диаконовцах", из оной, если не ошибаюсь, следует, что Ксенос именно диаконовец и само появление ОП - попытка унии с диаконовцами, это их условие.

Алексей: о.Андрей пишет: навскидку не помню где Отче, а вот бы это поточнее узнать? Эта версия, конечно, складывает кирпичики, но нужны убедительные аргументы. Aleko пишет: свидетельство у Мельникова-Печорского Алексей, приведи цитату, если не сложно. Пожалуйста.

KALUGER: Феликс пишет: в истории он остался как автор "Окружного послания", обычно историки это имеют в виду, вспоминая Ксеноса А также как автор "Краткого изложения Устава и обычаев Древлеправославно-Кафолическия Ветковския Церкви".

иер. Сергий: Феликс пишет: Точно, именно этот субъект. Хороший человек, кстати. Его убеждения - отдельная тема. Он искренне верующий человек, добрый и простосердечный, и живет благочестиво, не то что некоторый зде пишущие ревнители-любители... поговорить о судьбах Церкви в последнее время за кружечкой пивка в припивку с водочкой. Это я и о себе отчасти, зело грешен.

о.Андрей: Алексей пишет: Отче, а вот бы это поточнее узнать? Эта версия, конечно, складывает кирпичики, но нужны убедительные аргументы. Я сейчас далеко от дома (рядом с Вами) и точную ссылку поэтому дать не могу, но если это так важно, то я сделаю это по возвращению домой.

Виктор Боченков: То, что Ксенос - диаконовец, придумал Н.И. Субботин (см. в "Во время оно..." №2, публикацию "Возвращаясь к делу диаконовцев"). В свое время старообрядческий историк П. Власов опубликовал документы о несостоявшемся присоединении диаконовцев к Московской архиепископии, в этом деле Ксенос выступал посредником. Это было, кажется. в журнале "Слово Церкви", и наверное, данную публикацию имеет в виду о. Андрей. Но из этих источников нельзя сделать вывода, что он был диаконовцем. Он с ними даже не решался "общаться в еде", как это следует из одного его письма, опубликованного в "Во время оно.." Хороший диаконовец, не правда ли? А еще рекомендую почитать вот это: Сильвестр (Малышев), епископ Балтский. Краткий очерк или некоторые следы, известные из жизни покойного Илариона Георгиевича, родившегося 1819 года в октябре месяце, а скончавшегося 1882 года декабря в 40-й день // Братское слово. – 1892. - №1. – С. 66–79; №2. – С.151–160; № 3. - С.223–236. В ноги надо поклониться Субботину, что это опубликовал (и тем более, если ничего не исказил). Есть еще другие старообрядческие сочинения, но опубликовано только это. А. Езеров пишет: "происходил из дьяконовцев..." Нет, он происходил из деревни Глотово Калужской губернии. Старообрядцев там было немного, все - белокриницкие. Сейчас это - обычная деревня, заброшенной она не выглядит, туда ведет хорошая дорога. Старообрядцев там уже, пожалуй, нет, в лучшем случае их потомки, что-то смутно помнящие о своих старообрядческих корнях. Впрочем, этот вопрос я не выяснял. Иногда мне думается: пройдет время, может не такое уж долгое, историки с Божьей помощью, снимут "коросту клеветы бесовской" с Ксеноса. Будут должным образом осмыслены его труды. Объективно и по достоинству. И вот решим мы поставить памятный крест на родине Ксеноса, в его честь, в этом самом селе Глотово (я просто считаю, что Ксенос того заслуживает). Кто за ним присмотрит? Кто поухаживает? Сломают, снесут, если не на следующий день, то через день... Впрочем, не хочу плохо думать о жителях Глотова. Они-то ничего не сделают, так, может, заезжая какая-нибудь пьянь... Я это так, ворчу... Памятный крест старообрядческому подвижнику - на его родине, где уже нет старообрядцев. Грустно...

Борис Жыдко: Виктор Боченков пишет: Памятный крест старообрядческому подвижнику - на его родине, где уже нет старообрядцев. Почти все кондовые места того времени опустели.

Neclud: Виктор Боченков пишет: Это было, кажется. в журнале "Слово Церкви", и наверное, данную публикацию имеет в виду о. Андрей. Этот материал опубликован и отдельной брошюрой.

Виктор Боченков: Алексей пишет: "Виктор, это давно назрело". Да я, честно говоря, и сам не заметил, когда... Но если всерьез - то это ведь назрело серьезно, n'est-ce pas? Neclud пишет: Этот материал опубликован и отдельной брошюрой. Да, в 1916 году. А в "Слове Церкви", кажется, в 1915-м...



полная версия страницы