Форум » » "Безпоповство спасительно?" » Ответить

"Безпоповство спасительно?"

Georg: Братья и сестры, господин И.В.С. очень упорный человек, но надеюсь рассудительный. По его словам, безпоповщина - должная норма христианского бытия. Прошу ваши доводы "за" и "против", но без эмоций!

Ответов - 181, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Феликс: Обязательно. Вам одну или две?

Игорь Кузьмин: Феликс, ну в данном то случае какой смысл есть гадая проникать Вам в души Денисовых? Вот если бы Вы принесли некое доказательство причастности взглядов Денисовых «беглопоповским», различающим их от "технически" «безпоповских», тогда был бы смысл искать Вам в Денисовых своих единомышленников. И коль по-Вам Денисовы таким «беглопоповским» убеждениям могли быть причастны или не противились например, то почему гнушались приятия беглых никонианских попов на Выг? Может быть из-за таких (ниже) «технических» моментов? Если такие «технические» моменты для них были так существенны и важны, то что могло в послераскольном состоянии мира «превратить» их «безпоповство»? «Чесо ради мы и отцы наши, ревнующе по древлепреданных уставех и чиноположениих, о новоположенных же исполнениих сомняющеся, трепещем, древнее предание презрев, в новопросыпанные обычаи впасти. Того ради тако брака, яко и прочих тайнодействий, убегаем, боящеся соборныя клятвы: аще, рече, кто предание церкви, писанием или обычаем утверженное, пренебрежет, да будет проклят» [Из ответа А. Денисова Ивану Алексееву]. «После 666-го году, за святую веру страждущие, яко же в Поморье соловецкия и прочие отцы, такоже и около Нова-града страдальцы, велико опасение имеяху, чтоб тайнодействия какого от никониан не прияти. Сих ради и венчавшихся от них утверждаху в чистоте жити, и в закон онаго сопряжения не имети. Сему чину и по иным странам: около Волги елицы от них и прочих таин — крещения и рукоположения — не приемлют, — и доныне храниму» [Из письма А. Денисова о федосеевцах, статья 2-я]. «Кая бо часть Христу с велиаром, или кая часть верному с неверным, ниже от них что приемлет; весть бо Писание, глаголющее: от нечистаго кто очистится, ниже от себе что им подавает. От самого бо Христа учима и повелеваема — не давати святая псом; тако же и в единаго Бога, в единости веры и о едином истинном кресте подаваемое, исповедуем едино крещение. О иной же каковы любо неправой церкви, во иный не животворящий крест ведущееся согласие, и от него подаваемое крещение не приемлем в единость веры нашея православныя, но со апостольскими правилы глаголем: ибо от тех крещении не крещены, и поставлении не причетницы. И сия убо, в добре верных христианех, ни изыскания, ни стязания требуют, разве яже от частаго от божественных Писаний прочитания, и изыскания яснейший и светлейший разум утвержается и обучения ко ополчением яже к сопротивляющимся рати укрепляется» [Из послания к федосеевцам о браке А. Денисова]. Денисовы же не только "не отрицали" «священства», но и «брака» "не отрицали". Только вот некие условия (ниже) полагали вопрошающим у них для возможности признания законности такого «брака», а по аналогии должно думать и «священства». Собственно, видимо необходимость соблюдения этих выговских условий и подвигло Михаила Вышатина отправиться в поиск на Восток. «Таковым же не братолюбным натягателем, при сем во окончание сего нашего разсмотрения и установления, полагаем готовое отвещание прежде бывшаго богомудраго отца нашего Андрея Дионисьевича, в послании его к Феодосию Васильевичу писанное сице: Тако мы глаголем, и не возбраняем брака, а девство же паче брака почитаем: и зело советуем по сему нужному настоящему времени, необремененным, и чистым путем тещи. Аще ли кто не послушает, но хощет сопрягатися, сопрягайся: не возбраняем в том, но точию по церковному преданию. и како; Слыши что глаголет священный церковный закон, в вышереченных: Взыщи епископа благочестиваго, или от его парохии священника. и блюди, дабы оба были благочестивы, зане священник от епископа бывает, и от него правим, и наставляем, и разрешаем есть, и его повелением вся тайны совершает. К сему жених и невеста оба православны, и были бы кроме всякаго препятия правильнаго. К сим же да обрящеши церковь благочестивую, по благословению православнаго епископа освященную, и неоскверненую: и тако венчайся, и живи по закону Божию якоже лепо православным християном, а клеветы не сшивай на смиреннопустынножителей, якобы брак возбраняем: сего законнаго брака не возбраняем» [Из Выговского соборного определения].

Феликс: Игорь Кузьмин пишет: Вот если бы Вы принесли некое доказательство причастности взглядов Денисовых «беглопоповским», различающим их от "технически" «безпоповских», тогда был бы смысл искать Вам в Денисовых своих единомышленников. Пожалуйста: В первые годы своего существования Выговская Пустыня имела священство и причастие: здесь жил и служил соловецкий священноинок Пафнутий; последний священноинок на Выге скончался в начале уже XVIII столетия. Да и после прекращения на Выге священства выговцы долгое время причащались запасным Агньцем.. Руководители Выговской Пустыни, сами братья Денисовы, решительно исповедовали веру в вечность бескровной жертвы Христовой. В своих знаменитых «Ответах» синодальному миссионеру Неофиту, написанных в 1723 году, получивших название «Поморских»148, они заявляют: «Мы веруемъ святому апостолу Павлу, веруемъ святымъ учителямъ церковнымъ, возвещающимъ жертве тайней приноситися въ воспоминание Господне даже до скончания века» (ответ 99-й). А с жертвоприношением должно быть вечно и священство, ибо первое без последнего быть не может. Посему выговцы долгое время жили верою, что где-нибудь Господь сохранил благочестивое священство. Сам Андрей написал Леонтию указания, на каких условиях можно будет принять от Ясского митрополита новопоставленного епископа: рукополагаемый должен быть крещения и пострижения от старых священников ветковских — Досифея, Феодосия или прочих таковых; при совершении чина Андрей Денисов советует рукоположить «приличнее архиепископа, неже епископа»: тогда бы он самостоятельно рукополагал бы себе преемников — других епископов. http://starover.ucoz.ru/publ/2-1-0-43


Игорь Кузьмин: Феликс пишет: Пожалуйста: цитата: http://starover.ucoz.ru/publ/2-1-0-43 Ну а если отбросить литературные пассажи с выводами Мельникова, то какие там есть доказательства согласия Денисовых с «беглопоповским» учением? Мне же видится, что пока все собранные там Мельниковым свидетельства вполне подходят под икономическое снисхождение, чрез которое Денисовы вовсе не отступали от своих важнейших для них «технических» принципов, и тем более не нарушали их. Вот зрите ниже, что есть пастырская «икономия», и как с помощью ее апостол и св. отец удерживали неокрепших еще в вере. Ну умалчивал Денисов пред некиими о прекращении священства, искательству непротивился, дабы после бесплодных поисков лишь крепче укрепилась вера в немощных. Но если Вы видите в сем некую вину против «безпоповства», то и апостол со свт. Василием В. такожде пред Вами виновны будут, якобы своим потакательством и временным умолчанием «согласие» имели с противниками своими. «Ибо предел экономии, как ты знаешь, состоит в том, чтобы и не нарушить совершенно какое-нибудь постановление, и не вдаваться в крайность и не причинять вреда важнейшему в том случае, когда можно сделать малое послабление по времени и обстоятельствам, чтобы таким образом легче достигнуть желаемаго. Этому мы научились между апостолами от Павла, который очистился и обрезал Тимофея (Деян. 21, 26; 16, 3); а между отцами от Василия Великаго, который принял приношение Валента и до времени не провозглашал Духа Богом. Но ни Павел не продолжал очищаться, ни Василий – принимать еще дары от Валента и не называть Духа Богом; напротив, видно, что они оба готовы были принять смерть за то и другое. Таким образом, кто приспособляется к обстоятельствам века, тот не отступает от добра; ибо он скорее достигает желаемаго, уступив немного, подобно управляющему кормилом, который опускает несколько руль в случае противной бури. А поступающий иначе отступает от цели, совершая преступление вместо приспособления к обстоятельствам. На это много примеров, писать о них многословно – трата времени» [преп. Феодор Студит, т. 2, письмо 24].

Феликс: Игорь Кузьмин пишет: Ну умалчивал Денисов пред некиими о прекращении священства, искательству непротивился, дабы после бесплодных поисков лишь крепче укрепилась вера в немощных. Но если Вы видите в сем некую вину против «безпоповства», то и апостол со свт. Василием В. такожде пред Вами виновны будут, якобы своим потакательством и временным умолчанием «согласие» имели с противниками своими. То есть, если я вас правильно понимаю, Андрей Денисов просто врал ради немощи братии?

Евтропий: Феликс «Мы веруемъ святому апостолу Павлу, веруемъ святымъ учителямъ церковнымъ, возвещающимъ жертве тайней приноситися въ воспоминание Господне даже до скончания века» За вырванной цитатой, скрывается понимание сего вопроса Выговцами. "...на всяком месте идеже вера благочестивая сохраняется, идеже заповеди божия совершаются: тамо стеми Христос есть на всяко время, яко сам рече: Идеже бо есиа два, или трие, собрани воимя мое, ту есмь посреди их, Мф, гл.18. И сия словеса Христа Бога нашего, суть истинна, верна, и всякаго приятия достойна. А еже в вопросе твоем написал еси, яко Христос обещася с нами пребывати, под видом хлебы и вина, до втораго своего пришествия, в церкви не в келиях. Сего обещания Христова, во евангелии невидехом, и у всех четырех евангелистов написана не обретохом: но токмо сия словеса, от Христа реченная, на тайней вечере учеником, во евангелии обретаются сие творите в мое воспоминание: а доколе, и где творити, сего во евангелии не воспоминается. А понеже во евангелии сего не воспомянуся: убо видится нам, яко чрез Христова словеса обещание о вопрошении твоем написана, чесо ради и сомнительно есть..." из 99-го ответа пустынножителей.

Игорь Кузьмин: Феликс пишет: То есть, если я вас правильно понимаю, Андрей Денисов просто врал ради немощи братии? Ну в таком понимании некоторых, якобы «противоречивых» действий А. Денисова, Вы не оригинальны. Это еще никонианские апологеты историки в сем пытались обвинять Выговского киновиарха. Только они видимо плохо ведали чем вранье отличается от икономии. Ложь есть отступление от истины. А здесь А. Денисов, не отступал от истины, и мне видится, лишь желал, чтобы и другие такожде убедились в сей истине, только иным, своим способом, какой им понятнее.

Jora: Игорь Кузьмин, ну их, никониан. Вы от себя ответьте.Игорь Кузьмин пишет: от Павла, который очистился и обрезал Тимофея Обрезание имело место в ВЗ, а вот сознательное, оправдываемое беспоповство - до раскола едва ли имелось. Техническое, по причине нехватки или дальности попов - да.

Кирьян: Игорь Кузьмин пишет: чем вранье отличается от икономии. Извините, но мне помнится, вы ранее утверждали, что икономия - исключительная прерогатива собора епиcкопов. Если сия икономия дозволяется простецу Денисову, отчего же отрицать таковую у других староверов, которые принимали бегствующее священство?

Феликс: Игорь Кузьмин пишет: Ну умалчивал Денисов пред некиими о прекращении священства, искательству непротивился, дабы после бесплодных поисков лишь крепче укрепилась вера в немощных. Денисов, не отступал от истины, и мне видится, лишь желал, чтобы и другие такожде убедились в сей истине, только иным, своим способом, какой им понятнее. Я исхожу из прямого понимания написанного, а из чего исходит ваша позиция? И, самое главное, какими текстами подтверждается?

Феликс: Евтропий пишет: Феликс ... сия словеса, от Христа реченная, на тайней вечере учеником, во евангелии обретаются сие творите в мое воспоминание: а доколе, и где творити, сего во евангелии не воспоминается. А понеже во евангелии сего не воспомянуся: убо видится нам, яко чрез Христова словеса обещание о вопрошении твоем написана, чесо ради и сомнительно есть..." из 99-го ответа пустынножителей. Алексей Иродионов, бывший ученик Семена Денисова, долгое время состоявший под его руководством на Выге, рассказывает, что прежние священники «освящали запасныя Агньцы превеликия и, раздробивши тые на мельчайшия частицы, раздавали детям своим духовным». Этими запасными дарами еще в 1736 году причащались сами руководители Выга, и Алексей Иродионов, по его признанию, раза два-три причастился ими на Выге.

Евтропий: Феликс "прежние священники «освящали запасныя Агньцы превеликия и, раздробивши тые на мельчайшия частицы, раздавали детям своим духовным». Этими запасными дарами еще в 1736 году причащались сами руководители Выга, и Алексей Иродионов, по его признанию, раза два-три причастился ими на Выге." И какой вывод вы из этого делаете?! Что на Выгу признавали дораскольных попов попами?

Феликс: Вывод такой, что на Выгу были попы и они литургии служили. Если вы не в курсе, то освящение "запасных агнцев" происходит именно таким способом, другого пока не изобрели.

р.Б. Илия: Jora пишет: а вот сознательное, оправдываемое беспоповство - до раскола едва ли имелось. Jora Никакого "беспоповства" у "беспоповцев" нет. Они просто православны и все. Беспоповцы - это люторы и кальвины. А христиане верят в существование в Церкви семи таин, священства и евхаристии. О том и писал А. Денисов и выговские отцы. И сегодня есть христиане не приемлющие еретическое священство от никониан, но верущие, что Господь пребывает со своими верными учениками, подает благодать иными способами, кои действал Дух святый и при наличии иерархии. На земле священство иссякло по причине отпадения в ересь. Но все одно Жертва совершается, хотя бы и на небесах. Тысячи до раскольных святых спаслись не приняв таин видимым образом, тысячи гонимых древлеправославных не могли приять Тело и Кровь под видом хлеба и вина, и другие таины, после раскола но скончались в правоверии. Что же Вы отказываете им в спасении и в том, что они своей жизнью угодили Богу? Не думаю. Даже и беглопопосвкое общество чаще всего находилось без свящ. окормления, и что же? Жили не тужили, старики дела вершили. В чем же погрешность глаголимых "беспоповцев"? В том только, что они опасаясь еретического священства по нужде остались без видимым образом подаваемых таинтсв?

Евтропий: Феликс Вывод такой, что на Выгу были попы и они литургии служили . Мне, например, известено только про священноинока Пафнутия. Но он почил еще в самом начале 18 века, намного раньше братьев Денисовых. То что ранние поморцы причащались от дораскольного попа свидетельствует о признании выговцами истинного священства, а вовсе не об оправдании ими беглопоповской практики.

р.Б. Илия: Феликс пишет: Алексей Иродионов, бывший ученик Семена Денисова, долгое время состоявший под его руководством на Выге, рассказывает, что прежние священники «освящали запасныя Агньцы превеликия и, раздробивши тые на мельчайшия частицы, раздавали детям своим духовным». Этими запасными дарами еще в 1736 году причащались сами руководители Выга, и Алексей Иродионов, по его признанию, раза два-три причастился ими на Выге. Ну и что? Это были попы старого поставления. А причастится Тела и Крови, т.е. запасными дарами можно хоть бы им было тысяча лет. Это никак не меняет взгляд на позицию Выга по отношению к никонианским попам. Что касается Пом. ответов, то конечно они специально дипломатичны: зачем было лишний раз раздражать власти. М.б. можно было и более сурово ответить, но в принципе Денисовы изложили православное учение, которого и по сей день придерживаются христиане не приемлющие еретических попов.

Феликс: р.Б. Илия пишет: На земле священство иссякло по причине отпадения в ересь. Но все одно Жертва совершается, хотя бы и на небесах. Жертва была совершена единожды на Голгофе, а бескровную жертву совершают в воспоминание той единственной спасительной. р.Б. Илия пишет: Что же Вы отказываете им в спасении и в том, что они своей жизнью угодили Богу? Не думаю. Даже и беглопопосвкое общество чаще всего находилось без свящ. окормления, и что же? Жили не тужили, старики дела вершили. Так и вы нам отказываете в спасении, полагая нас еретиками. р.Б. Илия пишет: В чем же погрешность глаголимых "беспоповцев"? В том только, что они опасаясь еретического священства по нужде остались без видимым образом подаваемых таинтсв? В том-то и дело, что историчесие беспоповцы (поморцы) были беспоповцами чисто технически, они имели запасные дары, пытались восстановить освященный чин, а нынешние беспоповцы - это отдельная самостоятельная от православных конфессия, имеющая, кстати, "другоприемственную иерархию"...

Феликс: Евтропий пишет: То что ранние поморцы причащались от дораскольного попа свидетельствует о признании выговцами истинного священства, а вовсе не об оправдании ими беглопоповской практики. р.Б. Илия пишет: Что касается Пом. ответов, то конечно они специально дипломатичны: зачем было лишний раз раздражать власти. М.б. можно было и более сурово ответить, но в принципе Денисовы изложили православное учение, которого и по сей день придерживаются христиане не приемлющие еретических попов. Ветковские старообрядцы вели сношение с ясскими старообрядцами о приобретении себе епископа от ясского митрополита. Они обратились с предложением и к выговским старообрядцам принять с ними участие в этом деле. По этому поводу выговцы созвали собор, чтобы обсудить этот вопрос с особой тщательностью. Собор единодушно и весьма сочувственно отнесся к предложению приобрести епископа. Сам Андрей Денисович хотел ехать с ветковцами в Яссы по этому делу. Выговцы его, однако, не отпустили, так как они имели в нем на месте «нужду неминучую». Вместо него был уполномочен вести дело о приобретении епископа вместе с ветковцами один «радетельный ревнитель Леонтий Федосеев». Андрей написал Леонтию указания, на каких условиях можно будет принять от Ясского митрополита новопоставленного епископа: рукополагаемый должен быть крещения и пострижения от старых священников ветковских — Досифея, Феодосия или прочих таковых; при совершении чина рукоположения благословение и крестное знамения должно быть с двоеперстным сложением; сам чин должен быть совершен по «древним славяно-российским книгам», рукополагаемый в своей исповеди не должен давать обещаний быть согласным с восточными патриархами, а лишь «согласну быть кафолической восточной церкви или древнимъ святымъ учителемъ восточнымъ». Для «лучшаго произведения» Андрей Денисов советует рукоположить «приличнее архиепископа, неже епископа»: тогда бы он самостоятельно рукополагал бы себе преемников — других епископов.

р.Б. Илия: Феликс пишет: Жертва была совершена единожды на Голгофе, а бескровную жертву совершают в воспоминание той единственной спасительной. А ето знаю не хуже вас. А что совершается у вас на олтарях, разве не жертвой называется... Помните в катехизисе: подает силу Жертве. Когда совершается литургия, заколается агнец, верные оказываются в сионской горнице и учавствуют в той же самой, а не иной евхаристии, которую разделии с Христом апостолы. Но ведь и на небе есть Храм, и там есть жертвенник и Агнец закланный от создания мира, он же и священник по чину Мелхиседекову. М.б. я не очень удачно выразился, но смсыл можно было уловить. Вот прп. Максим в Мистагогии говорит о том, что и нашем сердце есть жертвенник и там присходит евхаристия. Человек это образ мира и Церкви и т.д. Феликс пишет: В том-то и дело, что историчесие беспоповцы (поморцы) были беспоповцами чисто технически, они имели запасные дары, пытались восстановить освященный чин, а нынешние беспоповцы - это отдельная самостоятельная от православных конфессия, имеющая, кстати, "другоприемственную иерархию"... Вы какие согласия имеете ввиду? Феликс пишет: Ветковские старообрядцы вели сношение с ясскими старообрядцами о приобретении себе епископа Ну имели, но никонианских попов не принимали. А вы приняли. И вообще эти писания нуждаются еще в подтверждении, - откуда такая информация.

Игорь Кузьмин: Феликс пишет: Я исхожу из прямого понимания написанного, а из чего исходит ваша позиция? И, самое главное, какими текстами подтверждается? Не понял. А что тут должно подтверждаться? Если Вы о позиции А. Денисова к определяемому им тогда времени, свойственной многим тогда «безпоповцам», как ранним, так и последущим, то «тексты» зри у тех же свидетелей, от которых и Мельников заимствовал, но только делал свои выводы. Вот например выписки из соч. «Извещение праведное о расколе безпоповщины» одного очевидца, бывшего выговского жителя, и единомысленника по отступничеству от правоверия Алексея Иродионова, Григория Яковлева: «Самодержавствующу бо тогда благоверному государю царю и великому князю Петру Алексеевичу, возникоша тогда мужики нецыи поселянстии – первой Даниил Викулов, шуйской дьчек бывый, другой Андрей Денисов Тарушин, повенчанин, остальцы самосожженнаго онаго душегубнаго пепела и усерднии преемницы пепельнаго того самомненнаго злоучения, прелютия же паче и коварнии, первии защитники лукаваго антихристиа явльшеся. Учаху бо, по всему Поморию обходяще, и проповедаху сице: Время настоящее есть время антихристово, уже бо лета, по Писанию, совершишася, якоже страдальцы наши новороссийстии засвидетельствоваша; и Римская монархия до конца разрушися, зане не слышится давно, якоже в книзе Кирилловой написано, и число антихристово 1666 исполнися, якоже в Книзе о вере напечатано. Се явственно мнится чрез сия вся, яко антихрист в церкви боголепно на престоле седит: поклоняем есть крыж латинский. Се печать свою на чело и на десную руку, триперстное сложение, даде, - мнится явственно: зрите во Апокалипсисе лицевом, - и изобразивше некая на листках в лицах неправедно, якобы из Апокалипсиса… показующе. Такоже свитки некия и тетрадки причитывающе, в них же написано самомненныя их прелести лжемудрования на греческую и великороссийскую церковь» [«Извещение праведное…», Братское слово №3, стр. 169]. «О антихристе вся бывшая своемненная разумения, тако и о дни судном ложная своя гадания старая упразднишася, как в словесех, так и в письмах, всенародне буесловити; а тайно промежь себя, неотменно тоежде мудрствуется и поныне, якоже саморучныя их лжеучителей подписания в тетрадке моего собрания о антихристе явственно показуют, от них подписанныя 1747 года, которыя ныне, и прочая при том, во Святейший Синод представляются от мене» [Братское слово №4, стр. 242]. «Разумети и учити ныне время самое последнее, и царство уже антихристово веровати, и страшный суд с году на год претолкующе; Илию же и Эноха, а с ними и Иоанна Богослова, никак не ожидати, но разумети их духовно, а не чувственно, и антихриста последняго не чувственно же уповати, но духовно, не в Палестине, но в России, не в Соломоновой у жидов церкви, но в Восточной, как у вселенских святейших патриархов, так и у российских преосвященных архиереев, начен от лета 1666-го и доныне, под правлением их и чинодействием» [Братское слово №8, стр. 656-657 ]. «Лжеучителя Андрея Денисова сочинения: … Слово на книжицу Преосвященнаго Стефана о антихристе,... Тетради о антихристе, бывшия с наклейками подписания руки Петра Прокопьева» [Братское слово №7, стр. 485]. «В начале, первыя тайны священства убо яко несть, весьма показася уже, наипаче же вместо того и ненавидение возъимеся на то, яко от сего явлено есть. Быша бо в них исперва в расколе и священники: Пафнутий, Феодосий и Стефан, ихже оваго запрещением запретиша не служити по священически, ниже действовати тако что, а оваго и изогнаша от себе, не дающе им еже предстательствовати и правительствовати церковне, прочих же и не допустиша; и неточию священиков тако, но и священноиноков и иноков подобне до конца возненавидеша, что не имеша настоящии их на себе такого чина, еже и упраздниша от себе давно уже» [«Извещение праведное…», Братское слово, №5, стр. 320] «К сим Евхаристии же доконца в них не исповедуется совершатися, и ниже желати о ней ведят когда, ни поне слышати хотят от кого о той, но паче и впротив Христу и церкви своемудрствующе о сей: исповедуют бо, яко несть уже на земли нигде тоя. Обаче же в том на трое распадаются мнениями своими врознь между себе. Едини, малейшии, еже некия древния крупицы имеющия у себе и теми по временом причащаются сами. Другии, мнейшии, иже от Досифея и Феодосиа некоих, в расколе бывших попов, проскомисанныя токмо приемлют, а иных же, аще и древних, но сомнятся. Прочии же вси никак уже, аще бы и именных старых и вышеименованных бы, но не приемлют никак и не знают о том ничего, кроме гнушения и мерзости» [Там же, стр. 321-322]. Также в известном (написанном в 1838 году) Каталоге староверческих рукописей Павла Любопытного среди соч. Андрея Денисова под №10 фигурирует такое сочинение: «Занимательное, тонкое и убеждения исполненное, определительное разсуждение о бытии последняго времени и противнике Божием, Антихристе, что существующее время по всем обстоятельствам есть самое последнее, о коем Дух Божий гласит везде сынам человеческим в горестных образах и плачевидно; писано против заблуждения Стефана, Архиепископа Рязанскаго». Феликс пишет: Жертва была совершена единожды на Голгофе, а бескровную жертву совершают в воспоминание той единственной спасительной. Память о жертве не может быть отделима от самой приносимой жертвы. И еретики тоже вот о памяти жертвы твердят. Только о той ли Жертве они память имеют и исповедуют? уподобляются ей (сиречь, крестоносный путь Христов проповедуя) в приношении евхаристическом? или только некие манипуляции с хлебом и вином производят? «Жертва Богу дух сокрушен». Откуда сей дух у еретиков, ополчающихся на учение и законы Христовы? А не имея Духа общего со Христовым, то и память не о Христовой жертве творится. Посему Церковь и антихристовой мерзостью запустения сие нарекла, а не памятью о Жертве, или самой Жертвой. Значит там истинная память и у тех истинная жертва, где истинная вера и истинное благочестие Христовы, сиречь дух сокрушен.



полная версия страницы