Форум

Иночество.

Иов: У меня вопрос:из чего состоит облачение старообрядческого инока? Опишите его.

Ответов - 91, стр: 1 2 3 4 5 All

Антоний: миня рошу прощение за невольную опечатку в своём последнем сообщении. разумеется, говоря о Бенедикте 16-м, я имел ввиду не епископскую митру, но папскую тиару, которая, действительно, не употребляется со времён Павла 6-го. У нынешнего дер папста её нет даже на гербе. всё остальное - верно.

миня: Антоний пишет: Что касается митры, то, воля Ваша, Миня, но Вы желаемое (если это так) выдаёте за действительное Вы в упор не видите причинно-следственной связи. Посмотрите на нижние элементы декора митры Никона (законодателя моды) и сравните с вышеприведенной тиарой, Иннокентия 8, к примеру.

Иов: Вот нашел описание:Главными его(облачения инокинь) предметами являются:параман,ряска,мантия,камилавка и апостольник. Параман - небольшой четырехугольный плат из черной ткани с отделкой и нашитым крестом из червонной ленты.Носится на спине на шнурах,соединяющих его с нательным крестом.Дается иноку во всегдашнее воспоми-нание о взятом на себя благом иге Христа,о легком бремени Его,в обуздание и связание всех похотей и плотских желаний. Ряска - длинная до пят одежда черного цвета,спереди,сверху до низу,застегивается.Напоминает иноку о смер- ти и плаче,именуется "ризою радования",ибо одевающий ее,избавляется от земных скорбей и печалей,вводит- ся в нетленную жизнь,в полное послушание глаголам Господним. Мантия - напоминающая плащ-накидку,без рукавов (инокини носили полумантию до локтей) с червонной ото- рочкой,на одной пуговице.Это знак покровительства Божия.Она напоминает иноку,что он не имеет права тво- рить дела ветхого человека,свободно развеваясь при ходьбе,она напоминает крылья ангела,сообразно иночес- кому образу.Надевающий мантию уже не имел права снимать ее даже ночью,поэтому инокини всегда имели при себе еще малую(укороченную) для сна. Камилавка - небольшая черная шапочка,сшитая из двенадцати клинышков.В древности изготовлялась из вер- блюжьего волоса.Означает укрощение,умерщвление плоти.Каракулевая нашивка на лбу означает,что носящий ее является агницей Божией. Апостольник - головной убор инокинь для соборной службы.Своеобразный плат,окружающий лицо,подобно платку подвязанному "под кромку".Одевается через голову.Нижняя его часть напоминает мантию также с чер- вонной оторочкой.Сзади плавно переходит в небольшой клин. И еще: Параман - небольшой квадратный (длина стороны примерно 5-8 см) черный плат, с оторочкой и с так называе- мым "андреевским крестом" из красного шнура.Носился со стороны спины на том же гайтане,что и нательный крест.Когда надевали гайтан,сначала знаменовались с молитвой Исусовой,затем целовали крест и параман и только потом одевали. Ряса(ряска) - длинная одежда(вроде платья),которая спереди,снизу доверху,застегивалась на большое коли- чество мелких пуговиц,которые входили в петли из черного плетеного шнура.Говорят,застегнуть такое большое количество пуговиц - это тоже своего рода способ выработать терпение. Мантия - черного цвета(покрой вроде пелерины) на одной пуговице,имела четыре разновидности: 1.Рабочая(и на ночь),как небольшой воротничок с оторочкой из красного шнура; 2.Для постных служб и будней - закрывала плечи,с оторочкой из черного шнура; 3.Праздничная - до локтя,с красной оторочкой; 4.Погребальная - длинная в полный рост человека с красной оторочкой,где на месте пуговицы были выпущены два длинных красных шнура,которыми крестообразно оплетается тело усопшего поверх самой мантии.


Антоний: миня Всё-таки более походит на головной убор позневизантийский императоров, а на тех, в свою очередь, вполне правдоподобно, оказали влияние шапки персидских шахов. Такая версия, кстати, менее походит на подгонку практики под теорию. Но спорить с Вами, Миня, я не буду. Меня более интересовали иноческие облачения.

миня: Антоний пишет: Но спорить с Вами, Миня, я не буду. Изучайте предмет, если интересно, а не повторяйте банальности. Шапки у Виз. императоров в XIV веке выглядели вот так (фигура слева)

Антоний: миня невзирая на Ваш повелительный тон, всё-таки с Вами не соглашусь. приведённая Вами миниатюра как раз подтверждает сказанное мною - "пузыреобразная" форма, которая, повторю, прообразом своим имеет шапки перскидских шахн-шахов. Корона же по нижнему краю во-первых встречается не так уж часто (но всегда, заметьте, в сочетании с "пузырём" - а не с папежской "редькой хвостом вверх"). Пояление короны может быть связано стем, что византийские епископы стали, поневоле, после крушения империи этнархами. КРльский патриарх именовался в Османской империи "милет паша" и был фактическим главой гречесокого народа. Отсюда же и усвоение греческими епископами византийского знамени (двуглавый орёл на золотом поле). Разумеется, невозможно исключать каких-то культурных пересечений и с западом, но эти пересечения наверняка носили второстепенный характер. Властолюбие Никона всё-таки всё-таки "одевалось" в соотвествие с "новоримскими", а не "ветхоримскими" модами. В рассматриваемое время папская тиара уже имела не один (как хотя бы у Иннокентия 3-го), а три венца, что, согласитесь, всё-таки немного отлично от того, что мы видим на приведённой Вами ранее парсуне. И ещё, должен отметить с грустью, что Ваша напористо-агрессивная манера ведения дискуссии (на грани с невежливостью) меня очень огорчает и побуждает подумывать о том - не прекратить ли её. Хотя тема сама по себе мне очень интересна.

kirill: Скажите, а если встречаешь инока в храме, то как кланятся нужно ?

Cergiy: kirill пишет: инока а если инокиню?

KALUGER: kirill пишет: Скажите, а если встречаешь инока в храме, то как кланятся нужно ? Инокам и инокиням кланяться нужно, потомучто они носят на себе ангельский чин.

миня: Антоний пишет: Пояление короны может быть связано стем, что византийские епископы стали, поневоле, после крушения империи этнархами. Дело в том, что до конца XVI- пер. пол. XVII века в византии был провал с развитием церемониальной атрибудики, только Александрийский патриарх имел митру-тиару. Появление митр у греков напрямую связано с усиленной латинизацией Константинопольского патриархата - сказывались плоды созданной в 1577 греко-униатской семинарии в Риме. Что касается первых ранних митр, восходящих к финальной стадии развития византийского императорского облачения, то они как раз нашли выражение Русских в архиерейских шапках. Икона XV века "Великий Архиерей" Антоний пишет: "пузыреобразная" форма, которая, повторю, прообразом своим имеет шапки перскидских шахн-шахов Приведенное изображение XIV века Иоанна Кантакузина как раз фиксирует самобытную Византийскую форму этой самой персидской. Она не похожа на митру XVII века ни убранством, ни пропорцией. Также, XIV век стал последним в византии, когда сохранялась православная монашеская одежда (фигура справа). Антоний пишет: Властолюбие Никона всё-таки всё-таки "одевалось" в соотвествие с "новоримскими", а не "ветхоримскими" модами. "Подpажая католикам, он вводит в употpебление 4-конечный кpест, пpеднесение кpеста пеpед патpиаpхом, шляпу себе делает на манеp каpдинальской, митpы его имеют вид то тиаpы, то западной коpоны." Шляпкин И. А. Св. Дмитpий Ростовский и его вpемя. Спб 1891, с. 64. Антоний пишет: И ещё, должен отметить с грустью, что Ваша напористо-агрессивная манера ведения дискуссии... Все должно быть ясно. Есть аргумент - иллюстрируйте или давайте ссылку. Эмоции не нужны.

Антоний: Любезнейшему Мине выражаю признательность за преподанный урок. Всех участников форума, отозвавшихся на мои просьбы и поделившихся своими познаниями, относящимися к иноческим облачениям, сердечно благодарю.



полная версия страницы