Форум

Вопрос к уставщикам

KALUGER: В уставе соборной службы, помещенном в поморских календарях говорится о пении стихер на вечерне в Светлое воскресение "Днесь Всечестная пасха". В цветной триоди текста этих стихер я не встречал. Да у нас-белокриницких их и не поют. Но хотелось бы знать откуда они взяли эти стихеры и если можно приведите их текст.

Ответов - 32, стр: 1 2 All

о.Василий В.: Это стихеры ,,Целования,, (во время целования Честнаго Креста) поются по клиросам.

KALUGER: о.Василий В. пишет: Это стихеры ,,Целования,, (во время целования Честнаго Креста) поются по клиросам. Да мне понятно, что это стихеры на целование креста, но откуда текст?

о.Василий В.: А разве стихер нет в Цветной Триоди? Они там кажеться находились после уставных примечаний, к сожалению негде проверить. Вроде они там были, хотя однажды в деревеньке одной молился на Пасху и стихеры сии не найдя в Триоди (листов не хватало), обнаружил их в другой певческой книжице в роспев, но бабушки растерялись и сказали, что не пели их никогда...пришлось петь ,,Христос Воскресе,,


125: Ни в одной дониконовской печатной богослужебной книге этих стихер нет, проверял неоднократно. Сего ради присоединяюсь к вопросу Калугера, мне тоже интересно, откуда сие есть? Кстати, слова стихер, признаюсь, лично мне очень нравятся. Да и распев замечательный.

KALUGER: 125 пишет: Кстати, слова стихер, признаюсь, лично мне очень нравятся. Да и распев замечательный. Отче, я то текста сих стихер в глаза не видел, знаю только заголовок. А Вы видно с ним знакомы. Не могли бы мне прислать в личку хотя-бы несколько строчек. А поют их поморцы по крюкам или на глас(подобен)?

о.Василий В.: KALUGER Поют сии стихеры и на глас и по крюкам, посмотрите повнимательней в цветной триоди первый день (вечер) Светлыя Недели. По крюкам очень красивый распев.

125: Есть такие известные две кассеты 1990-х гг. с записями поморских песнопений св. Пасхи в исполнении двух певчих рижской Гребенщиковской общины. Там я и услышал сии стихеры, и распев (крюковой, по знамени), и слова их. Чего и Вам желаю. А текста, к сожалению, у меня нет.

KALUGER: о.Василий В. пишет: посмотрите повнимательней в цветной триоди первый день (вечер) Светлыя Недели. О. Василий, устали Вам повторять, что в цветной триоди сих стихер нет. Поверьте, мы в ней тоже немножко ориентируемся. Правда, может быть в отдельных издания и есть?

Саня: В наонном печатном большом обиходе рассолены упомянутые выше стихеры, кто поет наречь, не знаю.

RGSO: Сам хотел разобраться, откуда эти стихеры, но пока руки не дошли. Красивейший напев, а текст есть только в наших полных обиходах. Одну из этих стихер я печатал в прошлом году в пасхальном поздравлении на форуме. Там 4 стихеры: Днесь Всечестная Пасха, Пасха Божественная и священная, Пасха христова иэ гроба возсия днесь, Наполнишася вся радости (все 6-го гласа) и Слава и ныне глас 5-и Ангели взыграйте. Очевидно, эти стихеры позднейшей поморской традиции. о.Василий В. пишет: Поют сии стихеры и на глас никто их на глас не поет, понеже текстов нет. И вообще пение этих стихер распространено не повсеместно, в основном в городских общинах. Остальные поют «Христос воскресе», оно проще...

adminKPN: Объясните пожалуйста всенощные хлеба раздаются вечером после полиелеоса или устром после литергии?

KALUGER: В древности, когда всенощное бдение служилось с вечера и всю ночь, хлебы дробили и раздавали людям для подкрепления перед Ексапсалмами во время чтения затрезвонной статьи. В настоящее время, когда оно служится полностью с вечера, да еще и сокращено, раздача их в это время становится неактуальной. Поэтому сейчас их раздают после литургии с утра. Хотя в одном приходе видел, как раздавали их вечером.

adminKPN: Не подскажете, в этот раз на Благовещение Богородицы пища с маслом или нет? В календаре написано, что без масла, а в месячной минее, что с маслом.

KALUGER: Если прилучится Благовещение на страстной неделе до великого четвертка разрешается на масло и вино. После великого четвертка точию на вино.

Jora: Смотрел в Триоди 1628-1630 гг. (2 года делали книгу?!). Нет таких стихер. KALUGER пишет: в одном приходе видел, как раздавали их вечером. Тоже видел, при прикладывании к Евангелию. Ведь и всенощное у нас немаленькое. Кстати, такое же совпадение Великой Субботы с Благовещением будет в 2029 г. Доживём, интересно?

adminKPN: Один из уставщиков мне сказал, что утренние и вечерние молитвы печатаемые в календаре применяются в крайнем случае когда нет времени помолиться полностью, т.е. Павечерницу и Полунощницу.

KALUGER: Правильно он Вам сказал.

adminKPN: Узаконен или нет чин крещения Арсения Уральского?

о.А.Панкратов: Как он может быть не узаконен, если всеобдержно практически употребляется в Церкви? Если Вы с этим не согласны, скажите, пожалуйста, когда, где и кем сей чин было запрещено использовать.

adminKPN: Если бы я была согласна или не согласна то наверное бы не спрашивала. Просто я слышала разговор двух уставщиков, которые говорили, что чин Арсения Уральского применяемый во всей Церкви ни в одном из постановлений Собора не узаконен.

Брат Карамазов: Сколько уставщиков - столько и мнений ( к сожалению )

adminKPN: Точно

Сергiй: Раз вопросы к уставщикам, позволю себе и я задать вопрос здесь, не выделяя его в отдельную тему. В Поморском календаре (на сегодняшний день) постоянно упоминается кондак Триоди "Обновление души". В недавно вышедшей полной Триоди его нет, в Часослове тоже. Имеется только в Общей триоди уральской печати (разумеется, в книгах, которые есть у меня, а не вообще книгах). С чем связано его отсутствие в более старых книгах (пусть и перепечатки с них) и присутствие в относительно новом издании? Что о нем говорится в Церковном оке?

KALUGER: adminKPN пишет: Просто я слышала разговор двух уставщиков, которые говорили, что чин Арсения Уральского применяемый во всей Церкви ни в одном из постановлений Собора не узаконен. Об этом пусть попы, а не уставщики пекутся, то их дело. А последние лучше бы штудировали "Око Церковное".

Симеон: Есть этот кондак и в "Оке", и в ТРиоди, приложенной к праздничной Минее. Кстати, рекомендую это издание, там некоторые подробности постовых недель указаны более вразумительно, чем в больших полных Триодях. А полная Триодь и Часослов, недавно вышедшие, - это же репринты с аналогичных дореволюционных, а те - с патриарших, без всяких перемен. Если бы их набирали теперь заново, да заодно и редактировали, то можно было бы и кондак этот внести, и уставные разногласия отрегулировать, которых в полной Триоди очень много.

Симеон: У меня нет под рукой сборника соборных постановлений, а на память не помню точно, но хорошо известно, и упомянуто в старообрядческой печати того времени, что на соборах примерно 1906-8 гг. было постановление относительно богослужебных изданий еп. Арсения, и, в частности, чина крещения. И там была такая формулировка: собор благословляет совершать чинопоследование крещения по выпускам московских патриархов до Никона, или по тем, что в точности напечатаны с них.

Сергiй: отец Симеон пишет: Есть этот кондак и в "Оке" "Око" у меня из интернета, в формате Pdf, но там только до 109 листа (оборот) и в Триоди, приложенной к праздничной Минее. Кстати, рекомендую это издание, там некоторые подробности постовых недель указаны более вразумительно, чем в больших полных Триодях. Спаси Христос! Об этой книге я и писал выше, у меня имеется вторая половина, с 555 листа. То ли книга в двух частях, то ли её расшили. Полную видеть не приходилось. Дело в том, что еще это издание (1909 года) вывезти можно, оформив разрешение и потратив недели две времени. Но большинство старых книг невывозные, поэтому приходится ждать выхода очередной перепечатки или набирать с фотографий самому. Но если в прошлом году у меня у меня была только вышеупомянутая книга, дававшая возможность проводить богослужения только в воскресенья (а службы преподобным Иоанну и Марье мне сфотографировал добрый человек), то в этом году я барствую: есть полная Триодь и все Минеи за исключением июньской и июльской.

Сергiй: отец Симеон Пользуясь случаем, обращаюсь к Вам, Вы в этой теме не посмотрите?

Jora: Вот вам и ещё один пример книжной справы... Смотрел в Часослове 1866 г., репринт с книги времён патр. Иосифа (точнее не могу, часть листа оторвана) - тоже нет кондака. Если счесть его позднейшей интерполяцией, то мне она кажется весьма удачной. Эта же тема - конец зимы, обновление души от греха - удачно обсуждается в Толковом Евангелии сегодня, а потом встретится в НЕделю Антипасхи, но уже в более торжественном контексте: "Днесь весна благоухает, и нова тварь ликует, днесь взимаются ключеве дверем неверию, Фоме другу вопиющу, Господь и Бог мой". В выпущенном нашим Издательским отделом последнем Часослове (серая обложка) - тоже нет кондака.

Сергiй: Jora пишет: Вот вам и ещё один пример книжной справы... Почему справы? Читай внимательно: отец Симеон пишет: Есть этот кондак и в "Оке",

Симеон: Сергий, я посмотрел. Так что именно Вы хотели бы спросить?

Сергiй: Там последнее, без ответа. Я просил посмотреть непонятное слово. Я процитирую здесь: Житие ангельское ***ожил еси на земли... ("о" под ударением; *** - непонятные буквы). Место закапано и замазано, разобрать невозможно. В некоторых изданиях там другое слово. Не поможет ли кто с разбором непонятного слова? Есть мнение, что третья буква - "л", есть мнение, что это - "п". А первые две? Октай, глас 3-й, понедельник вечер, стихеры на Господи возвах, стихеры Иоанну Предотече, после стиха "яко утвердися милость Его на нас".



полная версия страницы